Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Особенности массового сознания в цифровой экономике

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95

Аннотация

В  статье  рассматриваются  теоретические  аспекты  массового  сознания  и  его формы,  сущностные  характеристики  массового  поведения,  в  результате  чего  формулируется  и корректируется  определение данного термина.  Через изучение  эволюции  понятий о массовом сознании в исторической ретроспективе  и на современном этапе  анализируются его особенности  в условиях  перехода к цифровой экономике. Дается свежий взгляд на проблему манипулирования массами в цифровом обществе через различные механизмы, анализируется методом сравнения трансформация массового поведения в ХХI веке.

Об авторах

П. Е. Жибурт
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва)
Россия

Жибурт Полина Евгеньевна - студент бакалавриата



В. С. Казарова
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва)
Россия

Казарова Вера Сергеевна - студент бакалавриата



Е. В. Кручинкина
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва)
Россия

Кручинкина Екатерина Викторовна - студент бакалавриата



А Е. Чикунова
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва)
Россия

Чикунова Александра Евгеньевна - студент бакалавриата



Список литературы

1. Вайтулевич С.Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Успехи современного естествознания. 2007. № 2. С. 60–61.

2. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104–110.

3. Володенков С.В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций // Журнал политических исследований. 2018. № 3. С. 1–8.

4. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974.

5. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

6. Грушин Б.А. Массовое сознание // Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010, Т. 2. С. 503-504. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHf38bc2eb833401490106f3.

7. Зелинский С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2009.

8. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1976.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведении (1835–1844). М.: Политиздат, 1956.

11. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический проект, 2011.

12. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екб.: Деловая книга, 2001.

13. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002.

14. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 3–15.

15. Тутов Л.А. Человек в цифровой экономике: возможности для личностного развития // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2017. Т. 9. № 4 (26). С. 71–78. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2017-9-4-71-78

16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М.: АСТ, 2004.

17. Хевеши М.А. Толпа, масса, политика: Историко-философский очерк. М.: ИФРАН, 2001.

18. Чернышов А.Г. Искусственный интеллект в качестве новой религии и идеологии цифровых данных // Власть. 2019. T. 27. № 2. С. 76–83. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i2.6301

19. Derrida J. La dissémination. Paris: Éditions du Seuil, 1972.

20. Hassan R. The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press, 2020. DOI: 10.16997/book44

21. Milgram P., Takemura H., Utsumi A., Kishino F. Augmented Reality: A class of displays on the reality-virtuality continuum // Telemanipulator and Telepresence Technologies. 1994. № 2351. P. 282–292. DOI: 10.1117/12.197321

22. Shipunova O.D., Mureyko L.V., Berezovskaya I.P., Kolomeyzev I.V., Serkova V.A. Cultural Code in Controlling Stereotypes of Mass Consciousness // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. № 4B. P. 694–705. DOI: 10.35808/ersj/921


Рецензия

Для цитирования:


Жибурт П.Е., Казарова В.С., Кручинкина Е.В., Чикунова А.Е. Особенности массового сознания в цифровой экономике. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021;13(1):82-95. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95

For citation:


Zhiburt P.E., Kazarova V.S., Kruchinkina E.V., Chikunova A.E. Properties of Mass Consciousness in the Digital Economy. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2021;13(1):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95

Просмотров: 358


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)