Особенности массового сознания в цифровой экономике
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты массового сознания и его формы, сущностные характеристики массового поведения, в результате чего формулируется и корректируется определение данного термина. Через изучение эволюции понятий о массовом сознании в исторической ретроспективе и на современном этапе анализируются его особенности в условиях перехода к цифровой экономике. Дается свежий взгляд на проблему манипулирования массами в цифровом обществе через различные механизмы, анализируется методом сравнения трансформация массового поведения в ХХI веке.
Об авторах
П. Е. ЖибуртРоссия
Жибурт Полина Евгеньевна - студент бакалавриата
В. С. Казарова
Россия
Казарова Вера Сергеевна - студент бакалавриата
Е. В. Кручинкина
Россия
Кручинкина Екатерина Викторовна - студент бакалавриата
А Е. Чикунова
Россия
Чикунова Александра Евгеньевна - студент бакалавриата
Список литературы
1. Вайтулевич С.Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Успехи современного естествознания. 2007. № 2. С. 60–61.
2. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104–110.
3. Володенков С.В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций // Журнал политических исследований. 2018. № 3. С. 1–8.
4. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974.
5. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.
6. Грушин Б.А. Массовое сознание // Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010, Т. 2. С. 503-504. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHf38bc2eb833401490106f3.
7. Зелинский С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2009.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1976.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведении (1835–1844). М.: Политиздат, 1956.
11. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический проект, 2011.
12. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екб.: Деловая книга, 2001.
13. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002.
14. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 3–15.
15. Тутов Л.А. Человек в цифровой экономике: возможности для личностного развития // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2017. Т. 9. № 4 (26). С. 71–78. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2017-9-4-71-78
16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М.: АСТ, 2004.
17. Хевеши М.А. Толпа, масса, политика: Историко-философский очерк. М.: ИФРАН, 2001.
18. Чернышов А.Г. Искусственный интеллект в качестве новой религии и идеологии цифровых данных // Власть. 2019. T. 27. № 2. С. 76–83. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i2.6301
19. Derrida J. La dissémination. Paris: Éditions du Seuil, 1972.
20. Hassan R. The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press, 2020. DOI: 10.16997/book44
21. Milgram P., Takemura H., Utsumi A., Kishino F. Augmented Reality: A class of displays on the reality-virtuality continuum // Telemanipulator and Telepresence Technologies. 1994. № 2351. P. 282–292. DOI: 10.1117/12.197321
22. Shipunova O.D., Mureyko L.V., Berezovskaya I.P., Kolomeyzev I.V., Serkova V.A. Cultural Code in Controlling Stereotypes of Mass Consciousness // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. № 4B. P. 694–705. DOI: 10.35808/ersj/921
Рецензия
Для цитирования:
Жибурт П.Е., Казарова В.С., Кручинкина Е.В., Чикунова А.Е. Особенности массового сознания в цифровой экономике. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021;13(1):82-95. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95
For citation:
Zhiburt P.E., Kazarova V.S., Kruchinkina E.V., Chikunova A.E. Properties of Mass Consciousness in the Digital Economy. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2021;13(1):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-1-82-95