Устойчивое развитие компаний в индустрии моды и лояльность потребителей
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-2-80-99
Аннотация
Целью исследования является выявление преимуществ устойчивого развития компаний в индустрии моды с точки зрения изменения лояльности потребителей. Рассмотрена актуальность устойчивого развития компаний в индустрии моды. Изучены внешние факторы, которые могут дополнительно мотивировать компании к устойчивому развитию, мировой и российский опыт компаний в индустрии моды по приближению к устойчивому развитию и углеродной нейтральности. Предложены дополнительные меры, которые фирмы могут предпринимать в этой сфере. Исследовано изменение отношения и лояльности потребителей при применении компаниями в индустрии моды практик устойчивого развития. По результатам исследования было выявлено, что лояльность потребителей к бренду повышается при применении им практик устойчивого развития. Были сделаны выводы, что устойчивое развитие компаний в индустрии моды является важным процессом и имеются значительный потенциал и перспективы развития этой отрасли с точки зрения разработки новых практик и повышения осведомленности потребителей в данном вопросе.
Об авторах
О. В. КудрявцеваРоссия
Кудрявцева Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор, экономический факультет
г. Москва
Т. А. Куликова
Россия
Куликова Таисия Андреевна, студент магистратуры, экономический факультет
г. Москва
Список литературы
1. Аналитический обзор практик составления корпоративных и региональных отчетов об устойчивом развитии и ESG / под ред. Х.А. Константиниди. М.: Научная лаборатория «Управление устойчивым развитием и ESG-трансформация» (совместная лаборатория экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Национального Рейтингового Агентства), 2023. 39 с.
2. Андреева О.В., Мелехова М.А.Финансовые аспекты решения экологических проблем // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62. C. 9–12. DOI: 10.18411/lj-06-2020-108.
3. Добронравова Ю.А. Устойчивая индустрия моды в ЕС: роль экоинноваций // Beneficium. 2019. № 2 (31). С. 4–12. DOI: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.2(31).4- 12.
4. Дурнева Д.С., Соснило А.И. Разработка концепции бизнес-проекта в сфере устойчивого развития в индустрии моды // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 3. С. 24–30. DOI: 10.17586/2713-1874-2022-3-24-30.
5. Егорова Н.И., Митякова О.И. Экологические инновации и устойчивое развитие // Труды НГТУ им.Р.Е.Алексеева. 2015. № 3 (110). С. 299–305.
6. Каюмова Р.Ф. К вопросу осознанного потребления в индустрии моды // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 11 (89). С. 162–165. DOI: 10.23670/IRJ.2019.89.11.030.
7. Каюмова Р.Ф., Первушина А.А. Быстрая мода: за и против // Международный научноисследовательскийсжурнал. 2020. № 1 (91). C.19–22. DOI: 10.23670/IRJ.2020.91.1.025.
8. Меланченко А.О., Петченко Д.С. Экологическая направленность корпоративной социальной ответственности в России на современном этапе // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2020. № 4. С. 151–168. DOI: 10.18334/social.1.4.111909.
9. Перец И.Е., Майорова Е.А. Экологическая ответственность предприятий индустрии моды // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021. Т. 2. № 1. C. 29–50. DOI: 10.18334/social.2.1.112033.
10. Ситарз Д. Богатый. Умный. Экологичный. Или Почему экологичный бизнес – это выгодно. М.: Зеленая книга, 2015. 432 с.
11. Хворостяная А.С. Зарубежная практика ESG-стратегирования легкой промышленности и индустрии моды // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 5. C. 1863–1878. DOI: 10.18334/ce.16.5.114637.
12. Цели устойчивого развития Российской Федерации / под ред. С.Н. Егоренко. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2023. 99 c.
13. Шнайдер О.В. Концепция устойчивого развития современных предприятий: сущность, значение и основные дефиниции настоящего времени // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 80–84. DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0017.
14. Brown S. ReFashioned: Cutting-Edge Clothing from Upcycled Materials. Laurence King Publishing, 2013. 208 p.
15. Cline E. Overdressed. The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Portfolio, 2012. 267 p.
16. Edelman R. Trust Barometer Special Report: Brand Trust and the Coronavirus Pandemic. Edelman Trust Barometr, 2020. 28 p.
17. Fletcher K. Sustainable Fashion and Textiles: Design Journeys. 2nd edition. Routledge, 2014. 288 p.
18. Kudryavtseva O.V., Sitkina K.S., Baraboshkina A.V. Indicators of the Transition of Russia to Low-Carbon Development // Geogr. Nat. Resour. 2023. No. 44. P. 260–270. DOI: https://doi.org/10.1134/S187537282303006X.
19. Lavergne M. Fixing fashion: Rethinking the Way We Make, Market and Buy Our Clothes. New Society Publishers, 2015. 244 p.
20. Makedon V. Human resource management for safe and sustainable development // Journal of Problems of Security and Sustainable Development. 2019. Vol.8. No. 3. P. 23–33 DOI: 10.9770/jssi.2019.8.3(5).
21. McDonough W., Braungart M. Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things. North Point Press, 2002.193 p.
22. Minney S. Slow Fashion: Aesthetics Meets Ethics. New Internationalist, 2016. 209 p.
23. Thomas D. Fashionopolis: Why What We Wear Matters. Penguin Books, 2020. 320 p.
24. Без бойкотов и пластика: зачем бизнесу становиться экологичным // Forbes. 2021: URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/438073-bez-boykotov-i-plastika-zachem-biznesu-stanovitsyaekologichnym (дата обращения: 01.03.2024).
25. Изменения в законодательство об обязательной верификации углеродной отчетности // Сайт Министерства Экономического Развития Российской Федерации. 2021: URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/aleksey_hersoncev_mer_podgotovilo_izmeneniya_v_z akonodatelstvo_ob_obyazatelnoy_verifikacii_uglerodnoy_otchetnosti.html (дата обращения: 02.04.2024).
26. Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития // РБК тренды. 2021: URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/61543d599a794700c748b2f6 (дата обращения: 26.03.2024).
27. Официальный сайт бренда Рetrichor: URL: https://petrichor.eco/about (дата обращения: 21.03.2024).
28. Официальный сайт бренда Gloria Jeans: URL: https://www.gloria-jeans.ru/gjtoday (дата обращения: 21.03.2024).
29. Официальный сайт бренда Murkott: URL: https://murkott.ru/sustainability (дата обращения: 21.03.2024).
30. Официальный сайт Организации Объединенных Наций (ООН): URL: https://www.un.org/ru/conferences/environment/rio1992 (дата обращения: 25.02.2024).
31. Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным // РБК тренды. 2020: URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5e7b21809a7947cb829a424f (дата обращения: 28.02.2024).
32. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов» // Официальный интернет-портал правовой информации. 2022: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207290034?index=4 (дата обращения: 02.04.2024).
33. Проект федерального закона № 507329-8 «О внесении изменений в статьи 149 и 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы. 2024: URL: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/507329-8 (дата обращения: 02.04.2024).
34. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года // Сайт Правительства Российской Федерации.2021: URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 02.04.2024).
35. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» // Сайт администрации Президента Российской Федерации. 2021: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47013 (дата обращения: 02.04.2024).
36. Федеральный закон от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» // Сайт администрации Президента Российской Федерации. 2022: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47605/page/1 (дата обращения: 02.04.2024).
37. Что такое углеродная нейтральность, к которой стремятся модные бренды? Она правда спасает от климатической катастрофы? // Сайт журнала «Правила жизни». 2019: URL: https://www.pravilamag.ru/life-style/127222-chto-takoe-uglerodnaya-neytralnost-k-kotoroystremyatsya-modnye-brendy-ona-pravda-spaset-ot-klimaticheskoykatastrofy/?ysclid=lt1n0iei46416974545 (дата обращения: 05.03.2024).
38. Эко-инновации, меняющие мир моды // Сайт онлайн-журнала о моде и искусстве МЦ. 2023: URL: https://mcmag.ru/ustojchivye-modnye-innovaczii/ (дата обращения: 21.03.2024).
39. A new textiles economy: Redesigning fashion’s future // Ellen MacArthur Foundation. 2017: URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/a-new-textiles-economy (дата обращения: 25.02.2024).
40. Annual and Sustainability Report // H&M Group. 2022: URL: https://hmgroup.com/sustainability/sustainability-reporting/ (дата обращения: 20.03.2024).
41. Annual Report. Statement of non-financial information// Inditex Group. 2023: URL: https://inditex.com/itxcomweb/api/media/cc6b203a-de08-4ff9-8989-e0ca52e03472/Statement-on-nonfinancial-information-2022.pdf?t=1680170754493 (дата обращения: 20.03.2024).
42. Carbon neutral как новый черный // Сайт периодического издания Коммерсант. 2019: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4142542?ysclid=lt2uewqnwt251863950 (дата обращения: 04.03.2024).
43. Fashion industry report: one truckload of clothing is wasted per second // EcoWatch. 2017: URL: https://www.ecowatch.com/fashion-industry-waste-2513231406.html (дата обращения: 01.03.2024).
44. Industry standard // Sheep Inc. 2020: URL: https://sheepinc.com/blogs/sheepinc/why-weneed-a-carbon-negative-fashion-future (дата обращения: 21.03.2024).
45. Is carbon neutrality the silver bullet fashion has been hoping for? // The Guardian. 2019: URL: https://www.theguardian.com/fashion/2019/nov/12/is-carbon-neutrality-the-silver-bullet-fashionhas-been-hoping-for (дата обращения: 03.03.2024).
46. Sustainability // StelladMcCartney: URL: https://www.stellamccartney.com/us/en/sustainability/sustainability.html (дата обращения: 21.03.2024).
47. The Apparel Industry’s Environmental Impact in 6 graphics // World Resources institute. 2017: URL: https://www.wri.org/insights/apparel-industrys-environmental-impact-6-graphics (дата обращения: 25.02.2024).
48. UN Helps Fashion Industry Shift to Low Carbon // United Nations Climate Change. 2018: URL: https://unfccc.int/news/un-helps-fashion-industry-shift-to-low-carbon (дата обращения: 01.03.2024).
49. We demand an end to fashion's race to the bottom // The Fashion Act: URL: https://www.thefashionact.org/ (дата обращения: 03.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Кудрявцева О.В., Куликова Т.А. Устойчивое развитие компаний в индустрии моды и лояльность потребителей. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024;16(2):80-99. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-2-80-99
For citation:
Kudryavtseva O.V., Kulikova T.A. Sustainabile Development in the Fashion Industry and Consumer Loyalty. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2024;16(2):80-99. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-2-80-99