Роль сознания и бессознательного в экономическом поведении индивида и организации
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-3-54-77
Аннотация
Сознательное и бессознательное играют большую роль в экономической жизни людей. С помощью рассуждения и активных мыслительных процессов мы определяем тактику и стратегию поведения на рынке, влияем на формирование спроса и предложения, осуществляем альтернативный выбор между товарами и услугами, стремимся максимизировать полезность потребления, а также принимаем важные решения. Однако в действиях субъекта присутствуют и иррациональные мотивы. Очень важно разобраться, как сознательные и бессознательные процессы влияют на поведение людей в повседневной жизни и в условиях кризиса и других нестабильных ситуаций. Именно поэтому всю большую популярность и интерес вызывают такие междисциплинарные направления в науке, как поведенческая экономика и нейроэкономика, изучающие процесс принятия экономических решений.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Д. ФроловаРоссия
Фролова Дарья Дмитриевна – студентка бакалавриата, Экономический факультет
г. Москва
П. А. Александрова
Россия
Александрова Полина Алексеевна – студентка бакалавриата, Экономический факультет
г. Москва
Е. С. Кузнецова
Россия
Кузнецова Елизавета Сергеевна – студентка бакалавриата, Экономический факультет
г. Москва
Т. Ю. Королев
Россия
Королев Тимур Юрьевич – студент бакалавриата, Экономический факультет
г. МоскваСписок литературы
1. Баринова Н.В. Изменение экономического поведения потребителей в условиях кризиса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5. С. 680-681.
2. Зинькович Н.В. Иррациональные модели экономического поведения в период структурного кризиса // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». 2015. С. 2342-2346.
3. Канеман Д. Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005.
4. Кубашичева Л.Н. Научные основы проблемы бессознательного // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. №3. С. 132-135.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2017.
6. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. М.: АСТ, 2010.
7. Паккард В. Тайные манипуляторы. М.: Смысл, 2004.
8. Подкосова П.Д. Изучение поведения потребителей в условиях экономического кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №6. С. 1-9.
9. Спиноза Б. Этика. СПб, Азбука, 2016.
10. Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. М.: Альпина Паблишер, 2020.
11. Шиллер Р. Иррациональный оптимизм. Как безрассудное поведение управляет рынками. М.: Альпина Паблишер, 2020.
12. Юнг К.Г. Красная книга, М., 2009.
13. Berns G. Iconoclast: A Neuroscientist Reveals How to Think Differently. Брайтон.: Harward Business Press, 2008.
14. Heath R.G. How advertisers seduce our subconscious // The conversation. 2016.
15. Архетипы личности по К. Юнгу // Яндекс Дзен. [Электронный ресурс]/ URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5b03fe06dd2484a8c9b89671/arhetipy-lichnosti-po-k-iungu-5b07f7a63c50f7e13b1da498 (25.05.2018)
16. Бикбов А. Мода на поведенческую экономику: чем живые люди отличаются от рациональных машин // Реальное время. [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/articles/59919-recenziyu-na-knigu-osnovatelya-povedencheskoy-ekonomiki-talera (22.03.2017)
17. Влияние цвета на подсознание // Интернет-журнал «Колесо Жизни». [Электронный ресурс]. URL: https://kolesogizni.com/tendentsii/vlast-cveta (28.03.2019)
18. Горилла-маркетинг от Cadbury и Fallon // Интернет-журнал MarketingBy. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.by/novosti-rynka/gorilla-marketing-ot-cadbury-i-fallon/?mobile=Y (04.09.2007)
19. Инструкция по выводу бизнеса из кризиса. [Электронный ресурс]. URL: https://the- accel.ru/instruktsiya-po-vyivodu-biznesa-iz-krizisa/ (31.07.2018)
20. 25-й кадр: Nike Cortez в фильме «Форрест Гамп» // Блог магазина кроссовок StreetBeat. [Электронный ресурс]. URL: https://street-beat.ru/blog/25th-frame-nike-cortez-in-the-movie- forrest-gump/ (14.02.2019)
21. Коновалов О. 10 лидерских метанавыков, необходимость которых выявил COVID- кризис. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5ebaa5b79a794775b12fb220 (19.05.2020)
22. Коронавирус как новая бизнес-возможность для компаний. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/pressrelease/5eaad8167a8aa915825964e0 (06.05.2020)
23. Кризис заставил бизнес уходить в интернет. Meduza. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2020/04/30/krizis-zastavil-biznes-uhodit-v-internet (30.04.2020)
24. Плеханов Д. «Kingsman: Золотое кольцо» и TAG Heuer // Интернет-журнал про часы Alfavit. [Электронный ресурс]. URL: https://watchalfavit.ru/articles/chasy-v-kino-kingsman- zolotoe-koltso-i-tag-heuer/ (30.09.2018)
25. Скрытая реклама: 5 приёмов и примеры. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.molodost.bz/advanced/skrytaya-reklama/ (21.11.2019)
26. 6 цветов, которые способны повысить ваши продажи // Блог lpgenerator. [Электронный ресурс]. URL: https://lpgenerator.ru/blog/2017/06/05/6-cvetov-kotorye-garantirovanno-uvelichivayut-prodazhi/ (05.06.2017)
27. FedEx history. An idea to connect people and possibilities. URL: https://www.fedex.com/en-us/about/history.html
28. I Feel, Therefore I Am // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2003/04/19/books/i-feel-therefore-i-am.html (19.04.2003).
29. Office of the Historian. United States Department of State. Oil Embargo, 1973-1974. URL: https://history.state.gov/milestones/1969-1976/oil-embargo
Рецензия
Для цитирования:
Фролова Д.Д., Александрова П.А., Кузнецова Е.С., Королев Т.Ю. Роль сознания и бессознательного в экономическом поведении индивида и организации. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020;12(3):54-77. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-3-54-77
For citation:
Frolova D.D., Alexandrova P.A., Kuznetsova E.S., Korolev T.Yu. The Role of Consciousness and the Unconscious in the Economic Behavior of an Individual and an Organization. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2020;12(3):54-77. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-3-54-77