Ограничение конкуренции на «обычных» и многосторонних рынках: общее и особенное
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-4-56-87
Аннотация
Несмотря на то, что многосторонние рынки – не новое явление, именно по мере цифровизации экономики их число и, соответственно, внимание к ним как ученых, так и регуляторов начало расти. Распространение таких рынков неизбежно ставит перед экономистами и антимонопольными регуляторами ряд вопросов: что представляют из себя многосторонние рынки? Насколько сильно они отличаются от традиционных? Каким образом необходимо подходить к их регулированию: игнорировать различия между двумя типами рынков или, наоборот, концентрировать свое внимание именно на них? То, какие будут даны ответы на вышеперечисленные вопросы, имеет большое значение, так как именно от них будет зависеть как дальнейшая политика действий антимонопольных регуляторов, так и благосостояние потребителей и фирм.
В данной работе рассматриваются различия и схожие характеристики традиционных и многосторонних рынков, а также теоретические аспекты их регулирования. Авторы данной работы проводят анализ подходов, которые на практике используются антимонопольными регуляторами ЕС, Германии, Великобритании, США и России.
Об авторах
В. А. ДудринаРоссия
Дудрина Валерия Александровна – студентка, Экономический факультет
г. Москва
В. Д Служевская
Россия
Служевская Валерия Дмитриевна - ведущий экономист МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет; младший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ
г. МоскваСписок литературы
1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Международный антитраст: потребности, ограничения и уроки для Таможенного союза // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 110–125.
2. Голованова С. Доктрина ключевых мощностей в российской антимонопольной политике: основания и риски применения // Экономическая политика. 2013. № 3. С. 126–143.
3. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37–55.
4. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Эффекты становления и функционирования многосторонних рынков: подходы к исследованию // Общественные науки и современность. 2019. № 3. С. 52–65.
5. Шаститко А. Е., Паршина Е. Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т.10. № 1 (55). С. 35–48.
6. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Национальный антитраст в глобальном контексте // Современная конкуренция. 2019. Т. 1. № 3. C. 5–15.
7. Armstrong M. Competition in Two-Sided Markets // RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 668–691.
8. Armstrong M., Wright J. Two-Sided Markets, Competitive Bottlenecks, and Exclusive Contracts // Journal of Economic Theory. 2006. Vol. 32. No. 2. P. 353–380.
9. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. Act against Restraints of Competition. 2018.
10. Caillaud B., Jullien B. Chicken and egg: Competition among intermediation service providers // RAND Journal of Economics. 2003. Vol. 34. No. 2. P. 309–328.
11. Carlton D.W. Market Definition: Use and Abuse // Competition Policy International. 2007. Vol 3. No 1.
12. Choi J.P. Tying in Two-Sided Markets with Multi-Homing // The Journal of Industrial Economics. 2010. No. 3. P. 607–626.
13. Choi J.P. Tying in Two-Sided Markets with Multi-Homing // Working Papers 06-04, NET Institute, 2006.
14. CMA. Merger assessment guidelines: CC2/OFT1254. A joint publication of the Competition Commission and the Office of Fair Trading., 2010.
15. CMA. The CMA’s Digital Markets Strategy, 2019.
16. Correia da silva J., Jullien B., Lefouili Y., Pinho J. Horizontal Mergers Between Multi-Sided Platforms: Insights from Cournot Competition // Toulouse School of Economics. 2018. No. 946. P. 1-24.
17. Dewenter R., Haucap J., Wenzel T. Semi-collusion in media markets // International Review of Law and Economics, Elsevier. 2011. Vol. 31. No. 2. P. 92–98.
18. Dewenter R., Heimeshoff U., Löw F. Working Papers: Market Definition of Platform Markets // Helmut Schmidt Universität Hamburg, Department of Economics. 2017. No. 176. P. 5.
19. EC. Council Regulation No 139/2004 of 20 January 2004 on the control of concentrations between undertakings (the EC Merger Regulation). 2004a.
20. EU. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union [C 326/47]. 2012.
21. Evans D.S. The Antitrust Economics of Multi-Sided Platform Markets // Yale Journal on Regulation. 2003. No. 20. P. 325–381.
22. Evans D.S., Noel M.D. The analysis of mergers that involve multi-sided platform business // Journal of Competition Law and Economics. 2008. No. 35. P. 16.
23. Evans D.S., Schmalensee R. The industrial organization of markets with two-sided platforms // Competition Policy International. 2007. Vol. 3. No.1. P. 151–179.
24. Farhi, E., Hagiu, A. Strategic interactions in two-sided market oligopolies // Harvard Business School, Working Paper No. 08-011, 2008.
25. Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. A New Competition Framework for the Digital Economy: Report by the Commission ‘Competition Law 4.0’. 2019.
26. Filistrucchi L. A SSNIP Test for Two-Sided Markets: The Case of Media // NET Institute. Working Paper No. 08-34, 2008.
27. Franck J-U, Peitz M. Market Definition and Market Power in the Platform Economy // Center on Regulation in Europe, 2019.
28. Furman J. Unlocking digital competition // Report of the Digital Competition Expert Panel 2019.
29. Guzman A.T. Is International Antitrust Possible? // New YorkUniversity Law Review. 1998. Vol. 73. P. 1501–1548.
30. Hagiu A. Multi-Sided Platforms: From Microfoundations to Design and Expansion Strategies // Harvard Business School Strategy Unit Working Paper No. 09-115.
31. Hagiu A., Wright J. Multi-Sided Platforms // Harvard Business School Working Paper, No.07-094. 2007.
32. Hagiu A., Wright J. Multi-Sided Platforms // Harvard Business School. 2015.
33. Hemphill C. S., Wu T. Nascent Competitors // University of Pennsylvania Law Review, Forthcoming. 2020.
34. Leonello A. Horizontal Mergers in Two-Sided Markets // European University Institute. 2010. Ribeiro E. P., Golovanova S. A unified presentation of competition analysis in two-sided markets // Journal of Economic Surveys. 2020.
35. Rochet J., Tirole J. Two-Sided Markets // Journal of the European economic association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029.
36. Rochet J., Tirole J. Two-Sided markets: a progress report // The RAND Journal of economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645–667.
37. Rosati, F. (2008) Is merger assessment different in two-sided markets? Lessons from Travelport/Worldspan. Concurrences 2. Rothenberg, J., 1962.
38. Ruhmer, I. Platform Collusion in Two-Sided Markets // Beiträge zur Jahrestagung des Vereins für Socialpolitik 2010: Ökonomie der Familie Session: TwoSided Markets and Vertical Restraints, No. E8-V2, Verein für Socialpolitik, Frankfurt a. M., 2010.
39. Schweitzer H., Haucap J., Kerber W., Robert W. Modernizing the Law on Abuse Of Market Power In The Digital Age: A Summary Of The Report For The German Ministry For Economic Affairs And Energy, 2018.
40. Shapiro C., Varian H. R. Information Rules: A Strategic Guide to The Network Economy. Publisher: Harvard Business School Press, 1999.
41. Tremblay M. Market Power and Mergers in Multi-Sided Markets, 2018.
42. Wilbur K.C. A Two-Sided, Empirical Model of Television Advertising and Viewing Markets // Marketing Science. 2008. Vol. 27. No. 3. P. 356–378.
43. Wismer S., Bongard C., Rasek A. Multi-sided market economics in competition law enforcement // Journal of European Competition Law and Practice. 2016. Vol. 8. No. 4. P. 257–262. Wright J. One-sided logic in two-sided markets // Review of Network Economics. 2004. No. 3. P. 44–64.
44. Wright J. One-Sided Logic in Two-Sided Markets // Washington, DC: AEI-Brookings Joint Center for Regulatory Studies. 2003.
45. Андрей Цыганов: сделка Байер-Монсанто – не про морковку, а про технологии в области селекции и платформенные решения [Электронный ресурс] // ФАС России, 16 марта 2018. URL: https://fas.gov.ru/news/24498 (дата обращения: 10.06.2020).
46. Дело №11/01/10-24/2019 Дело о нарушении Apple Inc. ст. 10 Закона о защите конкуренции от 28 июня 2019 г. [Электронный ресурс] // ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/cases/ffe2d473-03f6-4c98-81f2-dccc214696aa/ (дата обращения: 11.11.2020).
47. Предписание (ЯНДЕКС) [Электронный ресурс] // ФАС России, 24 ноября 2017. URL: https://fas.gov.ru/documents/594339 (дата обращения: 11.11.2020).
48. Решение №АД/54066/15 Решение и предписание по делу № 1-14-21/00-11-15 от 5 октября 2015 г. [Электронный ресурс] // ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie- regulirovaniya-svyazi-i-informatsionnyh-tehnologiy/ad-54066-15/ (дата обращения: 11.11.2020).
49. Решение по делу Майкрософт (решение № 1-00-168/00-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства) [Электронный ресурс] // ФАС России, 17 августа 2017. URL: https://fas.gov.ru/documents/557814 (дата обращения: 11.11.2020).
50. Assistant Attorney General Makan Delrahim Delivers Keynote Address at the University of Chicago's Antitrust and Competition Conference [Электронный ресурс] // U.S. Department of Justice, 2018. URL: https://www.justice.gov/opa/speech/assistant-attorney-general-makan-delrahim-de- livers-keynote-address-university-chicagos (дата доступа: 07.06.2020).
51. Big data and innovation: key themes for competition policy in Canada [Электронный ресурс] // Competition Bureau Canada. February 19, 2018 URL: https://www.competitionbureau.gc.ca/eic/site/cb-bc.nsf/eng/04342.html (дата обращения: 27.08.2020).
52. Competition policy for the digital era. A report by Jacques Crémer Yves-Alexandre de Montjoye Heike Schweitzer, 2019 // EU official website [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/competition/publications/reports/kd0419345enn.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
53. David S. Evans (2015). Single-Firm Conduct Hearings Comment: David Evans. The Antitrust Economics of Multi-Sided Platform Markets. // The United States Department of Justice. June 25, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.justice.gov/atr/single-firm-conduct-hearings-comment-david-evans-2 (дата обращения: 27.08.2020).
54. Digital platforms inquiry – Final report [Электронный ресурс] // ACCC, 2019. URL: https://www.accc.gov.au/system/files/Digital%20platforms%20inquiry%20-%20final%20report.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
55. Entwurf eines Zehnten Gesetzes zur Änderung des Gesetzes gegen Wettbewerbsbeschränkungen für ein fokussiertes, proaktives und digitales Wettbewerbsrecht 4.0 (GWBDigitalisierungsgesetz) [Электронный ресурс] // Bundesministeriums für Wirtschaft und Energie, 2020. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/G/gwb-digitalisierungsgesetz-referentenentwurf.html (дата обращения: 27.08.2020).
56. European Commission. Antitrust: Commission fines Google €2.42 billion for abusing dominance as search engine by giving illegal advantage to own comparison shopping service [Электронный ресурс] // An official website of the European Union, 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_1784 (дата обращения: 07.06.2020).
57. European Commission. Commission Decision of 24.03.2004 relating to a proceeding under Article 82 of the EC Treaty (Case COMP/C-3/37.792 Microsoft) [Электронный ресурс] // An official website of the European Union, 2004b. URL: https://ec.europa.eu/competition/antitrust/cases/dec_docs/37792/37792_4177_3.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
58. Haslehrust R., Lewis A. We Don’t Need a Whole New Regulatory Regime for Platforms Like Uber and Airbnb // Harvard Review. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2016/04/wedont-need-a-whole-new-regulatory-regime-for-platforms-like-uber-and-airbnb (дата обращения: 27.08.2020).
59. Justice Department Settles with T-Mobile and Sprint in Their Proposed Merger by Requiring a Package of Divestitures to Dish [Электронный ресурс] // U.S. Department of Justice, 2019. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/justice-department-settles-t-mobile-and-sprint-their-proposed-merger-requiring-package (дата обращения: 07.06.2020).
60. Lapo Filistrucchi, Damien Geradin, Eric van Damme, Pauline Affeldt. Market Definition in Two-Sided Markets: Theory and Practice // SSRN Electronic Journal. 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn.com/abstract=2240850 (дата обращения: 27.08.2020).
61. Lefouili Y., Pinho J. Collusion in Two-Sided Markets. Working Paper // Toulouse School of Economics. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/TSE/documents/doc/wp/2018/wp_tse_894.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
62. Nicolo Zingales. Product Market Definition in Online Search and Advertising // SSRN Electronic Journal. 2013. Vol. 9. Iss. 1. P. 37 [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn.com/abstract=2338997 (дата обращения: 27.08.2020).
63. Statement of the Federal Trade Commission. Regarding Google’s Search Practices In the Matter of Google Inc. [Электронный ресурс] // Federal Trade Commission, 2013. URL: https://www.ftc.gov/sites/default/files/documents/public_statements/statement-commission-regarding-googles-search-practices/130103brillgooglesearchstmt.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
64. Supreme Court Of The United States Ohio Et Al. V. American Express Co. Et Al. [Электронный ресурс]. URL:https://www.supremecourt.gov/Opinions/17pdf/16-1454_5h26.Pdf (дата обращения: 27.08.2020)
Рецензия
Для цитирования:
Дудрина В.А., Служевская В.Д. Ограничение конкуренции на «обычных» и многосторонних рынках: общее и особенное. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020;12(4):56-87. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-4-56-87
For citation:
Dudrina V.A., Sluzhevskaiia V.D. Restriction of Competition on “Traditional” and Multi-lateral Markets: Common Features and Peculiarities. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2020;12(4):56-87. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-4-56-87