Фактор иностранной конкуренции в определении географических границ товарного рынка
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-4-21-33
Аннотация
В результате мировой глобализации конкуренция на рынках товаров и услуг также приобретает глобальный характер. Поскольку национальные участники рынка испытывают на себе давление со стороны импорта (иностранную конкуренцию), то при определении географических границ рассмотрению должны подвергаться не только соглашения и действия на внутреннем рынке, но и поведение иностранных конкурентов, что ведет либо к расширению географических границ товарного рынка, либо к включению в экономический анализ рынка внешних по отношению к релевантному рынку факторов, объясняющих состояние мировых запасов/дефицита товара и динамику цен на него. В статье проводится сопоставительный анализ подходов к определению географических границ рынка с учетом иностранной конкуренции (фактической и потенциальной). В качестве методологической базы исследования используются теория организации рынков и новая институциональная экономическая теория. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости использования «широкого» подхода в определении релевантного рынка, т.е. основанного на анализе товарных потоков, потенциальной конкуренции и издержек переключения.
Об авторе
А. И. МелешкинаРоссия
Мелешкина Анна Игоревна, ассистент; научный сотрудник
г. Москва
Список литературы
1. Павлова Н.С., Шаститко А.Е. Методы анализа рынка в целях применения антимонопольного законодательства: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы теоретической экономики. 2021. № 2. С. 7-22.
2. Шаститко А.Е., Мелешкина А.И., Дозмаров К.В. Риски ошибок в применении антимонопольного законодательства: эффекты шоков спроса и предложения // Управленец. 2019. № 3. С. 2-13.
3. Шаститко А.Е., Мелешкина А.И., Маркова О.А. Триада регулирования рынков: антитраст, промышленная политика и протекционизм на рынке оптического волокна // Управленец. 2021. № 1. С. 47-61.
4. Dobson D., Breen D., Hurdle J. Geographic Market Definition: A Review of Theory and Method for Domestic and International Market // The Journal of Reprints for Antitrust Law and Economics. 1984. № 14. P. 16-21.
5. Elzinga K., Hogarty T. The Problem of Geographic Market Delineation in Antimerger Suits // Antitrust Bulletin. 1973. № 18. P. 45-82.
6. Hay G., Hilke J., Nelson P. Geographic Market Defifinition in an International Context // Chicago-Kent Law Review. 1988. № 64. P. 711-739.
7. O'Brien M. Foreign Competition in Relevant Geographic Markets: Antitrust Law in World Markets // Northwestern Journal of International Law & Business. 1985. № 1. P. 37-75.
8. Posner R., Landes W. Market Power in Antitrust Cases // Harvard Law Review. 1980. № 94. P. 937-996.
9. European Commission Competition policy brief/ Market definition in a globalised world. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/competition/publications/cpb/2015/002_en.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Мелешкина А.И. Фактор иностранной конкуренции в определении географических границ товарного рынка. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2021;13(4):21-33. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-4-21-33
For citation:
Meleshkina A.I. Foreign Competition as a Factor Defining Geographic Bound-aries of Market. Scientific Research of Faculty of Economics. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2021;13(4):21-33. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-4-21-33