Возможности развития программ по повышению финансовой грамотности
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-1-7-18
Аннотация
Программы повышения финансовой грамотности активно реализуются в России и мире в последние двадцать лет. В то же время эффективность подобных программ (и, как следствие, необходимость их реализации) иногда ставится под сомнение. Целью данной статьи является выделение ключевых направлений развития программ повышения финансовой грамотности на основе анализа накопленного опыта и проведенных в данной области исследований. Показано, что наличие положительных эффектов программ повышения финансовой грамотности подтверждается исследованиями, методология которых позволяет выявить причинно-следственные связи. Стандартные образовательные программы по финансовой грамотности имеют ограниченные эффекты на финансовое поведение из-за поведенческих искажений, однако это может быть преодолено через адаптацию программ с учетом достижений поведенческой экономики. Перспективным является расширение фокуса исследовательского внимания на более комплексные (по сравнению с финансовой грамотностью) явления, характеризующие благосостояние людей – финансовое благополучие и финансовую. устойчивость
Об авторах
В. А. БрызгалинРоссия
Брызгалин Виктор Аркадьевич, ассистент кафедры прикладной институциональной экономики; Ведущий специалист отдела прикладных исследований
Москва
А. В. Золотов
Россия
Золотов Антон Владимирович, ведущий эксперт
Москва
Е. Н. Никишина
Россия
Никишина Елена Николаевна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры прикладной институциональной экономики; Директор по стратегическому развитию
Москва
Н. А. Припузова
Россия
Припузова Надежда Анатольевна, генеральный директор
Москва
Список литературы
1. ИНП. Использование поведенческих факторов для корректировки финансового поведения населения. Москва: Институт национальных проектов, 2020. С. 15
2. Кислицын Д.В. Программы повышения финансовой грамотности и финансовое поведение: почему люди не становятся «финансово грамотными»? // Вопросы экономики. 2020. №9. P. 80–93.
3. Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2(37).С. 31–43.
4. Кокорев Р.А., Кудряшова Е.Н., Телешова И.Г., Трухачев С.А. Новые задачи университетов в повышении финансовой грамотности // Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова).2016. С. 1174–1182.
5. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129–148.
6. Capuano A., Ramsay I. What Causes Suboptimal Financial Behaviour? An Exploration of Financial Literacy, Social Influences and Behavioural Economics // University of Melbourne Legal Studies. 2011. Research Paper № 540.
7. Cull R., Demirgüç-Kunt A., Lyman T. Financial Inclusion and Stability: What Does Research Show? CGAP Brief. Washington, DC: World Bank. 2012.
8. Hilgert M., Hogarth J., Beverley S. Household Financial Management: The Connection between Knowledge and Behavior. Federal Reserve Bulletin Report. 2003. P. 309–322.
9. Hung A., Parker A.M., Yoong J. Defining and Measuring Financial Literacy // RAND. 2009. Corporation working paper WP-708
10. Kaiser T., Lusardi A., Menkhoff L., Urban C.J. Financial Education Affects Financial Knowledge and Downstream Behaviors // National Bureau of Economic Research. 2020. Working paper № w27057.
11. Lusardi A. Financial Literacy and the Need for Financial Education: Evidence and Implications // Swiss Journal of Economics and Statistics. 2019. Vol. 155, № 1.
12. Lusardi A., Hasler A., Yakoboski P.J. Building up Financial Literacy and Financial Resilience // Mind & Society. 2020. Vol. 1. № 7.
13. Lusardi A., Mitchell O.S. Baby Boomer Retirement Security: The Roles of Planning, Financial Literacy, and Housing Wealth // Journal of Monetary Economics. 2007. Vol. 54, № 1. P. 205-224.
14. Lusardi A., Mitchell O.S. The Economic Importance of Financial Literacy: Theory and Evidence // Journal of economic literature. 2014. Vol. 52, № 1. P. 5-44
15. Lusardi A., Tufano P. Debt Literacy, Financial Experiences, and Overindebtedness // Journal of Pension Economics & Finance. 2015. Vol. 14, № 4. P. 332-368.
16. NAB. Financial Resilience in Australia 2015. 2016.
17. OECD Financial Education in Europe: Trends and Recent Developments. 2016.
18. OECD. International Survey of Adult Financial Literacy. 2020.
19. OECD. PISA 2021. Financial Literacy Analytical and Assessment Framework. 2019.
20. OECD. Smarter Financial Education: Key Lessons from Behavioural Insights for Financial Literacy Initiatives. 2019.
21. Prete A.L. Economic Literacy, Inequality, and Financial Development // Economics Letters. 2013. Vol. 118, № 1. P. 74-76.
22. Song C. Financial Illiteracy and Pension Contributions: A Field Experiment on Compound Interest in China // The Review of Financial Studies. 2020. Vol. 33, № 2. P. 916-949.
23. Urban C., Schmeiser M., Collins J.M., Brown A. The Effects of State Policies Requiring High School Personal Finance Education on Credit Scores. Working Paper 2016-002. Madison: University of Wisconsin, Robert M. La Follette School of Public Affairs, 2016.
24. Van Rooij M., Lusardi A., Alessie R. Financial Literacy and Stock Market Participation // Journal of Financial Economics. 2011. Vol. 101, № 2. P. 449-472.
25. World Bank World Development Report 2015: Mind, Society, and Behavior. Washington, D.C.: World Bank, 2015.
Рецензия
Для цитирования:
Брызгалин В.А., Золотов А.В., Никишина Е.Н., Припузова Н.А. Возможности развития программ по повышению финансовой грамотности. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022;14(1):7-18. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-1-7-18
For citation:
Bryzgalin V.A., Zolotov A.V., Nikishina E.N., Pripuzova N.A. Prospects for the Development of Financial Literacy Programs. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2022;14(1):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-1-7-18