Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Факторы реализации предпринимательских намерений студентов

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

Аннотация

В стремительно меняющихся условиях внешней среды необходимость развития предпринимательского мышления у молодого населения приобретает особую актуальность. Цель настоящего исследования заключается в выявлении факторов реализации предпринимательских намерений студентов. Принимая решение о выборе предпринимательской карьеры, студент оценивает наличие у себя трех типов предпринимательского капитала, в число которых входят компетенции, необходимые для успешного создания собственного бизнеса. В результате исследования на основе критического анализа научной литературы была разработана трехкластерная модель предпринимательских компетенций, которая может быть использована как инструмент оценки готовности молодого поколения к предпринимательской деятельности. В рамках эмпирической части работы проведен ряд качественных исследований с помощью метода интервью, в результате которых определены инструменты развития предпринимательских компетенций и намерений студентов в процессе обучения и выявлены факторы реализации намерений по созданию собственного бизнеса.

Об авторах

А. Б. Алёшина
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Алёшина Анна Борисовна

Ассистент, Экономический факультет

г. Москва



Д. Т. Чкония
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Чкония Диана Темуриевна

Бакалавр менеджмента, Экономический факультет

г. Москва



Список литературы

1. Алябьев С., Голованов Д., Клинцов В., Кузнецова Е., Рот Э. и др. Инновации в России – неисчерпаемый источник роста // Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. 2018. С. 110.

2. Александрова Е.А., Верховская О.Р. Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ // Российский журнал менеджмента. 2015. № 13. С. 3–28.

3. Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. 2016. № 14. С. 59–86.

4. Богатырева К.А., Широкова Г.В. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2017а. Т. 16. № 3. С. 343–363.

5. Богатырева К.А., Широкова Г.В. От предпринимательских намерений – к созданию бизнеса: опыт российских студентов // Форсайт. 2017b. Т. 11. № 3. С. 25–36: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36.

6. Друкер П., Макьярелло Дж.А. Менеджмент. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010.

7. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 101–134.

8. Спенсер-мл. Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: HIPPO, 2005.

9. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2008.

10. Шафранская И.Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23. С. 79–93.

11. Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. № 2. С. 5–31.

12. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности // Вопросы образования. 2015a. № 3. С. 171–207.

13. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2015b. № 3. С. 21–46.

14. Ajzen I. The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50 (2). P. 179–211: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T.

15. Boyatsiz R.E. The Competent Manager – a Model for Effective Performance // Management Education and Development. 1982. Vol. 4. P. 144–152.

16. Burt R.S. Structural Holes. The Social Structure of Competition. Harvard University Press, 1995. P. 324.

17. Edmonds T. Management Development and the Management Charter Initiative «Competence» Approach to Management Development // Educational & Training Technology International. 2007. Vol. 29. P. 206–215: https://doi.org/10.1080/0954730920290304.

18. Kolvereid L. Organizational Employment versus Self-Employment: Reasons for Career Choice Intentions // Entrepreneurship Theory and Practice. 1996. Vol. 20. P. 10: https://doi.org/10.1177/104225879602000302.

19. Lackeus M. Entrepreneurship in Education – What, Why, When, How. OECD. 2015.

20. Man T.W.Y., Lau T., Chan K.F. The Competitiveness of Small and Medium Enterprises: A Conceptualization with Focus on Entrepreneurial Competencies // Journal of Business Venturing. 2002. Vol. 17. P. 123–142: https://doi.org/10.1016/S0883-9026(00)00058-6.

21. Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. Exploring the Intention-Behavior Link in Student Entrepreneurship: Moderating Effects of Individual and Environmental Characteristics // European Management Journal. 2016. Vol. 34. P. 386–399: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.12.007.

22. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences // Entrepreneurship Education. 2020. Vol. 3. P. 1-35: https://doi.org/10.1007/s41959-019-00021-4.

23. Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В., Ласковая А.К., Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства // Национальный отчет: URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/otchet_2021-red-3.pdf (дата обращения: 25.01.2022).

24. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Беляева Т.В., Ласковая А.К., Карпинская Э.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов // Национальный отчет. 2018: URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (дата обращения: 11.03.2022).

25. EntreComp: The European Entrepreneurship Competence Framework // European Comission. 2019: URL: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1317&langId=en (дата обращения: 20.03.2022).

26. Exploring the Relevance and Efficacy of the Case Method 100 Years Later // Harvard Business Publishing Education: URL: https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/the-centennial-of-the-business-case-part-1 (дата обращения: 17.04.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Алёшина А.Б., Чкония Д.Т. Факторы реализации предпринимательских намерений студентов. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022;14(3):81-99. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

For citation:


Aleshina A.B., Chkoniia D.T. Factors of Student’s Entrepreneurial Intentions Implementation. Scientific Research of Faculty of Economics. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2022;14(3):81-99. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)