Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Цифровая этика применения искусственного интеллекта в бизнесе: осознание новых возможностей и рисков

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-37-54

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые актуальные философские и методологические аспекты анализа процессов цифровизации рынков и внедрения цифровых технологий в управление бизнесом, связанные с цифровой этикой. Проведенное автором эмпирическое исследование направлено на выявление современных трендов внедрения искусственного интеллекта в маркетинг, отношение менеджмента компаний к реализации этих процессов, осознание этических аспектов и проблем взаимодействия с потребителями. Целью работы является продвижение в вопросах определения атрибутов цифровой этики применения искусственного интеллекта в бизнесе: оценка осознания новых возможностей и рисков в российском предпринимательстве.

Об авторе

В. В. Герасименко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Герасименко Валентина Васильевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, экономический факультет 

г. Москва



Список литературы

1. Арфанова К.В., Диденко А.Р. Цифровая этика и защита персональных данных // Приоритетные направления развития экономики страны в условиях глобализации: теория и практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Новороссийск, 2021. С. 409–411.

2. Бархатов В.С., Чванова М.С. Морально-этическая ответственность в процессе взаимодействия в цифровой среде // Педагогическая поддержка «цифрового поколения». Технологии эффективности и безопасности образовательного пространства. Материалы Международной научно-практической конференции. 2022. С. 285–289.

3. Беляева И.С. Этика данных в эпоху развития IT-технологий и глобальной цифровой трансформации // Современные вызовы экономики и систем управления в России в условиях многополярного мира. Сборник статей и тезисов докладов секций III Международной научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 69–73.

4. Выходец Р.С., Шляпников В.В. Краткий исторический обзор исследований в области цифровой этики // Общество. Среда. Развитие. 2021. № 4 (61). С. 43–47.

5. Гуров О.Н. Искусственные интеллектуальные системы и решение социальных задач: проблемы доверия // Искусственные общества. 2021. Т. 16. № 1.

6. Дятлов С.А. Искусственный интеллект как институт развития цифровой нейро-сетевой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 2 (128). С. 25–29.

7. Завойских К.А., Курта С.Д., Орлова М.Н. Репутационные риски компаний в условиях цифровой этики // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2021. № 21. С. 27–33.

8. Иванов А.А. Цифровая этика и право // Закон. 2021. № 4. С. 67–73.

9. Назарова Ю.В. Этика искусственного интеллекта в контексте становления цифрового общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: В 2 ч. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, 2021. С. 119–121.

10. Тихонова И.Ю., Кравец А.С. Парасоциальные отношения в современном мире // Вестник ВГУ. Сер. Философия. 2022. № 1.

11. Философский словарь / под ред. А. Конт-Спонвиль, М., 2015.

12. Чон Ку Ли, Косик А. Антропоморфизм в современном рекламном дискурсе (Anthropomorphism in Contemporary Advertising Discourse) // Studia Sieci Uniwersytetów Pogranicza. 2020. № 4. DOI: 10.15290/sup.2020.04.09.

13. Adam M., Wessel M., Benlian A. AI-based chatbots in customer service and their effects on user compliance // Electron Markets. 2021. № 31. P. 427–445. DOI: 10.1007/s12525-020-00414-7.

14. Airenti G. The Development of Anthropomorphism in Interaction: Intersubjectivity, Imagination, and Theory of Mind / Department of Psychology, Center for Logic, Language, and Cognition, University of Turin, Turin, Italy // Front. Psychol. 2018. 5 Nov. Sec. Cognitive Science. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02136.

15. Araujo T. Living up to the chatbot hype: The influence of anthropomorphic design cuesand communicative agency framing on conversational agent and company perceptions. Computers in Human Behavior // Journal of Research in Interactive Marketing. 2018. Vol. 85. P.183–189. DOI: 10.1108/JRIM-12-2019-0200.

16. Beattie A., Edwards A., Edwards C. A Bot and a Smile: Interpersonal Impressions of Chatbots and Humans Using Emoji in Computer-mediated Communication // Communication Studies. 2020. № 71 (3). P. 409–427. DOI: 10.1080/10510974.2020.1725082.

17. Carvalho A., Fernandes, T. Understanding customer brand engagement with virtual social communities: A comprehensive model of drivers, outcomes and moderators // Journal of Marketing Theory and Practice. 2018. Vol. 26. № 1–2. P. 23–37.

18. Chung M., Ko E., Joung H., Kim, S. J. Chatbot e-service and customer satisfaction regarding luxury brands // Journal of Business Research. 2018. Vol. 117. P. 587–595.

19. de Gennaro M., Krumhuber E., Lucas G. Effectiveness of an Empathic Chatbot in Combating Adverse Effects of Social Exclusion on Mood // Frontiers in Psychology. 2020. №10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.03061

20. Fraune M. R. Our Robots, Our Team: Robot Anthropomorphism Moderates Group Effects in Human–Robot Teams // Frontiers in Psychology. 2020. № 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01275.

21. Go E., Sundar S.S. Humanizing chatbots: The effects of visual, identity and conversational cues on humanness perceptions // Computers in Human Behavior. 2019. № 97. P. 304–316. DOI: 10.1016/j.chb.2019.01.020.

22. Häußermann J.J., Lütge C. Community-in-the-loop: towards pluralistic value creation in AI, or why AI needs business ethics // AI Ethics. 2021. № 22. Springer Nature Switzerland AG. Part of Springer Nature. P. 1–22. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.03061.

23. Huang H.L., Cheng L.K., Sun P.C., Chou S.J. The effects of perceive didentity threat and realistic threat on the negative attitudes and usage intentions toward hotel service robots: The moderating effect of the robot’s anthropomorphism // International Journal of Social Robotics. 2021. P. 1–13. DOI: 10.1007/s12369-021-00770-0.

24. Jin S.A., Sung Y. The roles of spokes-avatars' personalities in brand communication in 3D virtual environments // Journal of Brand Management. 2010. Vol. 17. № 5. P. 317–327.

25. Kleinjohann M., Reinecke V. Digitale Markenstrategie für die Generation Z: Empfehlungen // Marketingkommunikation mit der Generation Z, essentials. Springer Gabler, Wiesbaden, 2020. DOI: 10.1007/978-3-658-30822-3_5.

26. Manser Payne E.H., Dahl A.J., Peltier J. Enhancing the value co-creation process: artificial intelligence and mobile banking service platforms // Journal of Research in Interactive Marketing. 2021. Vol. 15. №. 1. P. 68–85.

27. Moon J.H., Kim E., Choi S.M., Sung Y. Keep the social in social media: The role of social interaction in avatar-based virtual shopping // Journal of Interactive Advertising. 2013. Vol. 13. № 1. P. 14–26.

28. Rust R.T., Huang M.-H. The Feeling Economy How Artificial Intelligence Is Creating the Era of Empathy, Palgrave Macmillan imprint is published by the registered company Springer Nature Switzerland AG/ Gewerbestrasse 11, 6330 Cham, Switzerland, ISBN 978-3-030-52977-2 (eBook). DOI: 10.1007/978-3-030-52977-2.

29. Schultz M.D., Seele P. Towards AI ethics’ institutionalization: knowledge bridges from business ethics to advance organizational // AI Ethics. Springer Nature, 2022. DOI: 10.1007/s43681-022-00150-y.

30. Stahl B.C. Emerging technologies as the next pandemic? Possible consequences of the Covid crisis for the future of responsible research and innovation // Ethics and Inf. Technol. 2021. № 23 (S1). P. 135–137. DOI: 10.1007/s10676-020-09551-1.

31. Stahl B.C. From computer ethics and the ethics of AI towards an ethics of digital ecosystems // AI Ethics. Springer Nature Switzerland AG. Part of Springer Nature, 2021. DOI: 10.1007/s43681-021-00080-1.

32. Sundar S.S. Social psychology of interactivity in human-website interaction // The Oxford handbook of Internet psychology / A.N. Joinson, K.Y.A. McKenna, T. Postmes, U.-D. Reips (eds.). Oxford, UK: Oxford University Press, 2007. P. 89–104.

33. Toader C., Gratiela B.D. at al. The Effect of Social Presence and Chatbot Errors on Trust // Sustainability. 2019. № 12 (1). DOI: 10.3390/su12010256.

34. Tsai W., Liu Y., Chuan C.-H. How chatbots' social presence communication enhances consumer engagement: the mediating role of parasocial interaction and dialogue // Journal of Research in Interactive Marketing. 2021. DOI: 10.1108/JRIM-12-2019-0200

35. Wang C. L. New frontiers and future directions in interactive marketing // Journal of Research in Interactive Marketing. 2021. Vol. 15. № 1. P. 1–9.

36. статистических показателя перспективности внедрения чат-ботов в 2022 году: URL: https://www.cossa.ru/inqoob/303860/ (дата обращения: 27.12.2022).

37. Искусственному интеллекту очертили границы: URL: https://www.kommersant.ru/doc/5051225 (дата обращения: 27.12.2022).

38. Искусственный интеллект в маркетинге: примеры, ограничения, проблемы и мнение Click.ru. Блог компании Click.ru, Интернет-маркетинг, 9 сентября 2021: URL: https://habr.com/ru/company/click/blog/577036/ (дата обращения: 27.12.2022).

39. Исследования и прогнозы рынка чат-ботов (24.02.2022): URL: https://botvsem.ru/issledovaniya-i-prognozy-rynka-chat-botov/ (дата обращения: 27.12.2022).

40. Цифровая трансформация в России – 2020. Обзор и рецепты успеха: URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view, Microsoft, https://news.microsoft.com/ru-ru/kmda/ (дата обращения: 27.12.2022).

41. Big Tech, Big Fines. GDPR Breaches, by Florian Zandt, Sep 6, 2022, Statista: URL: https://www.statista.com/chart/25691/highest-fines-for-gdpr-breaches/ (дата обращения: 27.12.2022).

42. Conversational Marketing + AI Strategy. In: Not Another State of Marketing Report. Data and trends from over 1,500 marketers around the world paired with strategies + best practices for marketing success: URL: https://www.hubspot.com/hubfs/State-of-Marketing%20(2).pdf (дата обращения: 27.12.2022).

43. Copeland B.J. Artificial intelligence // Encyclopedia Britannica. 2022. 11 Nov.: URL: https://www.britannica.com/technology/artificial-intelligence (дата обращения: 01.01.2023).

44. Ethics guidelines for trustworthy AI: URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/ethics-guidelines-trustworthy-ai (дата обращения: 27.12.2022).

45. European Digital Rights and Principles. Shaping Europe’s digital future: URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7683 (дата обращения: 27.12.2022).

46. Rome Declaration (2014). Rome Declaration on Responsible Research and Innovation in Europe. Retrieved May 15, 2017: URL: https://ec.europ a.eu/resea rch/swafs /pdf/rome_decla ration_RRI_final _21_November.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

47. Towards Responsible Research and Innovation in the Information and Communication Technologies and Security Technologies Fields / von R. Schomberg (ed.). Luxembourg: Publication Office of the European Union. Retrieved November 1, 2011: URL: https://ec.europa.eu/research/science-society/document_library/pdf_06/mep-rapport-2011_en.pdf (дата обращения: 05.01.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Герасименко В.В. Цифровая этика применения искусственного интеллекта в бизнесе: осознание новых возможностей и рисков. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023;15(1):37-54. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-37-54

For citation:


Gerasimenko V.V. Digital Ethics of Artificial Intelligence Application in Business: Awareness of New Opportunities and Risks. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2023;15(1):37-54. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-37-54

Просмотров: 421


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)