ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируются ход и основные результаты научно-технической революции (НТР) середины и (частично) второй половины XX в. – от первых испытаний атомной бомбы до внедрения персональных компьютеров и интернета. Отмечается, что период 1940 – 1980- х гг. наиболее типичен для фундаментальных инноваций в ядерной энергетике, микроэлектронике, в сферах автоматизации производства, освоения космоса, создания полимеров с заранее заданными свойствами и для событий «зеленой революции». Особо выделяются направления НТР, по которым наша страна долгое время находилась в группе лидирующих государств. Обсуждается вопрос о причинах научно-технического отставания СССР от ведущих стран мира (с середины 1970-х гг.). В заключении намечаются общие черты экономической модели, способной вывести нашу страну на передний край научно-технического прогресса.
МАРКЕТИНГ
В статье рассматриваются некоторые актуальные философские и методологические аспекты анализа процессов цифровизации рынков и внедрения цифровых технологий в управление бизнесом, связанные с цифровой этикой. Проведенное автором эмпирическое исследование направлено на выявление современных трендов внедрения искусственного интеллекта в маркетинг, отношение менеджмента компаний к реализации этих процессов, осознание этических аспектов и проблем взаимодействия с потребителями. Целью работы является продвижение в вопросах определения атрибутов цифровой этики применения искусственного интеллекта в бизнесе: оценка осознания новых возможностей и рисков в российском предпринимательстве.
Цель настоящей статьи – предложить системный взгляд на омниканальность как новую форму взаимодействия рыночных субъектов. Для решения этой задачи автор рассматривает особенности клиентоориентированной концепции маркетинга и выявляет те противоречия, которые наблюдаются между усложняющимся потребительским поведением, с одной стороны, и традиционными стратегиями и технологиями взаимодействия компании со своими клиентами, с другой, а также анализирует омниканальность как решение, которое призвано не только оптимизировать это взаимодействие, но и по факту создает новую технологическую основу этого взаимодействия. В статье рассмотрены основные принципы, этапы и особенности разработки омниканальных систем. На основании эмпирического исследования автор выявляет фактические результаты развития новых форм цифровизации в управлении взаимодействием российских компаний со своими потребителями, а также барьеры, с которыми сталкиваются организации при их внедрении.
КОНКУРЕНТНАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
В последние 10 лет российский рынок здорового питания стремительно набирает обороты. За 2012–2021 гг. объем розничных продаж на российском рынке здоровых продуктов питания вырос более, чем в 2 раза. (Euromonitor, 2022). В данной статье целью исследования является оценка конкуренции в сегментах российского рынка продуктов здорового питания («Лучше для Вас», «Укрепленный/Функциональный», «Свободен от», «Естественно здоровый» и «Органический») (Euromonitor, 2022) и по рынку в целом за 2012–2021 гг. В качестве данных берутся объемы розничных продаж (в млн р.) как отечественных, так и зарубежных компаний, функционирующих на территории РФ. Основные инструменты исследования – индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI), индекс Линда (IL), коэффициент концентрации (CRSV), модифицированная версия индекса Холла–Тайдмана (HTSV) и матрица SV. Результаты показывают, что в целом российский рынок здоровых продуктов характеризуется свободной конкуренцией. Сегмент «Свободен от» оказался самым быстрорастущим, сегмент «Лучше для Вас» – самым олигополизированным, «Укрепленный/Функциональный» сегмент – самым стабильным, «Естественно здоровый» сегмент – самым конкурентным, и «Органический» сегмент – самым монополизированным.
Сервер является основным элементом ИТ-инфраструктуры любого предприятия. В настоящее время в мире наблюдается растущий спрос на серверное оборудование вследствие роста инноваций, строительства ЦОДов и увеличения объема данных. Текущая геополитическая ситуация существенно повлияла на серверный рынок России – страну покинули или приостановили свои поставки практически все крупные международные вендоры. Данная ситуация привела к нехватке серверного оборудования в России, что стало толчком к дальнейшему развитию отечественных производителей. В статье приведены итоги анализа рынка серверного оборудования на основе данных, собранных аналитической компанией IDC по количеству проданных серверов каждым из вендоров с 2018 по 2020 г. В качестве основного инструментария была применена матрица SV (strength/variety) для оценки уровня доминирования в отрасли, которая опирается на индексы концентрации, Линда и модифицированный коэффициент Холла–Тайдмана. Проведенный анализ отдельных квадрантов матрицы SV показал, что рынок серверного оборудования России с 2018 и 2019 гг. из квадранта Red Ocean, попадание в который свидетельствовало о том, что компании бились за доли на рынке, переместился в квадрант B4. Таким образом, отрасль стала высококонцентрированной – на рынке серверного оборудования наблюдалась естественная олигополия. С уходом иностранных компаний с 2022 г. распределение долей игроков будет существенно изменено, что обусловливает интерес исследования конкуренции на рынке серверного оборудования в будущем периоде.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Выпускная квалификационная работа в российских университетах является финальной исследовательской работой, по результатам написания которой студент получает степень бакалавра. В ходе написания данной работы у студента может возникнуть ряд проблем, начиная от недостаточной коммуникации с научным руководителем и заканчивая отсутствием релевантных для исследования данных. На качество написания работы и дальнейшую защиту могут воздействовать как внутренние психологические характеристики студента, так и академические способности. В данной работе проведен количественный анализ защит выпускных квалификационных работ на направлении «Экономика» экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также предложен список противоречий, возникающих во время процедуры защиты. Выявлены основные факторы, определяющие получаемые студентом баллы и составлена прокси-переменная способностей, объясняющая наибольшую долю разброса получаемых баллов.