Продукты здорового питания: конкуренция производителей на российском рынке
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-71-108
Аннотация
В последние 10 лет российский рынок здорового питания стремительно набирает обороты. За 2012–2021 гг. объем розничных продаж на российском рынке здоровых продуктов питания вырос более, чем в 2 раза. (Euromonitor, 2022). В данной статье целью исследования является оценка конкуренции в сегментах российского рынка продуктов здорового питания («Лучше для Вас», «Укрепленный/Функциональный», «Свободен от», «Естественно здоровый» и «Органический») (Euromonitor, 2022) и по рынку в целом за 2012–2021 гг. В качестве данных берутся объемы розничных продаж (в млн р.) как отечественных, так и зарубежных компаний, функционирующих на территории РФ. Основные инструменты исследования – индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI), индекс Линда (IL), коэффициент концентрации (CRSV), модифицированная версия индекса Холла–Тайдмана (HTSV) и матрица SV. Результаты показывают, что в целом российский рынок здоровых продуктов характеризуется свободной конкуренцией. Сегмент «Свободен от» оказался самым быстрорастущим, сегмент «Лучше для Вас» – самым олигополизированным, «Укрепленный/Функциональный» сегмент – самым стабильным, «Естественно здоровый» сегмент – самым конкурентным, и «Органический» сегмент – самым монополизированным.
Об авторе
Е. А. ЯкимоваРоссия
Якимова Екатерина Андреевна, магистрант, Экономический факультет
г. Москва
Список литературы
1. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. С. 68–77. DOI: 10.33917/es6.164.2019.68-77.
2. Божук С.Г., Плетнева Н.А., Минина А.А. Анализ факторов внешней среды, определяющих перспективы развития рынка продуктов для здорового образа жизни в России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. Т. 5 (90). С. 161–169. DOI: 10.21295/2223-5639-2021-5-161-169.
3. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2021. № 6. С. 137–142. DOI: 10.38050/0130010520216.7.
4. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Стратегии премиальных автомобильных брендов в России и действия регулятора (2009 - 2021 гг.) // Мир новой экономики. 2022. Т. 12. С. 64–75. DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-2-64-75.
5. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Эволюция конкуренции и позиция России на мировых рынках минеральных удобрений // Агропромышленный рынок: АПК экономика, управление. 2022. С. 91–103. DOI: 10.33305/229-91.
6. Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Булычева Ю.В. Модели организационноэкономического механизма развития регионального рынка овощей // Финансы и управление. 2017. № 2. С. 11–23. DOI: 10.25136/2409-7802.2017.2.21175.
7. Корогодина Е.А. Рынок здорового питания: перспективы развития // Региональный вестник. 2018. № 14. Т. 5. С. 6–8.
8. Красовская Н.В., Деев А.С., Черноморченко С.И. Российский рынок органических продуктов питания: проблемы и перспективы // Вестник евразийской науки. 2018. № 6. С.1–11.
9. Рущицкая О.Е. Носкова К.В., Фетисова А.В., Желвис С.А. Рынок экологически чистых продуктов в россии. Проблемы и перспективы развития // Московский экономический журнал. 2019. № 4. Т. 2. С. 43–50. DOI: 10.24411/2413-046Х-2019-14031.
10. Филимонова Д.В., Киченко Л.П. Состояние российского рынка здорового питания и современные тенденции развития розничных торговых сетей здорового питания в России // Маркетинг устойчивого развития для местных товаропроизводителей продуктов здорового питания. Пермь, 2022. С. 126–132.
11. Шкрабтак Н.В., Праскова Ю.А. и Фролова Н.А. Анализ рынка продуктов здорового питания и тенденции его развития // Новости науки в АПК. 2019. Т. 3 (12). С. 84–87.
12. Baker P., Friel S. Food systems transformations, ultra-processed food markets and the nutrition transition in Asia // Globalization and health. 2016. № 1. Т. 12. С. 1–15. DOI: 10.1186/s12992-016-0223-3.
13. Bukvić R., Pavlović R., Gajić I. Possibilities of Application of the Index Concentration of Linda in Small Economy: Example of Serbian Food Industries // Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering. 2014. № 23 (13). С. 159–164. DOI: 10.15660/auofmte.2014-3.3070.
14. Euromonitor International Passport Global Market Information Database. London, 2014.
15. Maksimov A.V., Dengov V.V., Tulyakova I.R. Globalization in the field of food retail St. Petersburg: concentration and competition // Globalization and its socio-economic consequences. 2016. Т. 16. С. 1277–1286.
16. van Dam I., Wood B., Sacks G., Allais O., Vandevijvere S. A detailed mapping of the food industry in the European single market: similarities and differences in market structure across countries and sectors // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2021. № 1. Т. 18. DOI: 10.1186/s12966-021-01117-8.
17. Производитель молочной продукции Lactalis завоевывает рынок Узбекистана // gazeta.ru.: URL: https://www.gazeta.uz/ru/2021/10/18/lactalis/ (дата обращения: 16.11.2022).
18. Румелиотис Г. Unilever продаст KKR бизнес по производству спредов за 8 миллиардов долларов: URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.950f1bb7-639f139a-82afa913-74722d776562/https/www.reuters.com/article/us-unilever-spreads-kkr-idUSKBN1E926O (дата обращения: 16.11.2022).
19. Рынок ЗОЖ и правильного питания в России. 2022: URL: https://express.liberty7.ru/blog/rynok-zozh-pravilnogo-pitania?ysclid=l9fyh3l2qs113456468 (дата обращения: 16.11.2022).
20. «Сады Придонья» выпустили новые продукты в детской линейке: URL: https://v1.ru/text/gorod/2020/08/28/69446881/ (дата обращения: 16.11.2022).
21. «Сады Придонья» представили уникальный продукт на Продэкспо-2018: URL: https://pridonie.ru/news/sady_pridonya_predstavili_unikalnyy_produkt_na_prodekspo_2018/?ysclid=lbqj7mjyt1843361996 (дата обращения: 16.11.2022).
22. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/?ysclid=lciz2rht26269010129 (дата обращения: 16.11.2022).
23. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 2 // КонсультантПлюс: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 16.11.2022).
24. «Coca-Cola» в России. Что мы сделали для страны в 2018 году: URL: https://integratedreport.coca-colahellenic.ru (дата обращения: 16.11.2022).
25. Euromonitor Health and Wellness in Russia. 2022: URL: https://www.euromonitor.com/healthand-wellness-in-russia/report.
26. Latifundist Lactalis стал крупнейшей мировой молочной компанией в 2021 г.: URL: https://latifundist.com/novosti/56476-lactalis-stal-krupnejshej-mirovoj-molochnoj-kompaniej-v-2021-g (дата обращения: 16.11.2022).
27. News Food Business Danone seals the deal with WhiteWave: URL: https://www.foodbusinessnews.net/articles/9197-danone-seals-the-deal-with-whitewave (дата обращения: 16.11.2022).
28. Retail & Loyalty BioFoodLab: принципы ЗОЖ не только в еде, но и в повседневной жизни: URL: https://retailloyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art2911641/?ysclid=lbqjn1xhl5758935895 (дата обращения: 16.11.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Якимова Е.А. Продукты здорового питания: конкуренция производителей на российском рынке. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023;15(1):71-108. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-71-108
For citation:
Yakimova E.A. Healthy Food Products: Competition of Manufacturers in the Russian Market. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2023;15(1):71-108. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-1-71-108