Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Стратегическое поведение российских компаний на рынке e-grocery

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-2-28-46

Аннотация

Пандемия COVID-19 как основной, но не единственный фактор обусловила стремительный рост потребительского спроса на услуги доставки продуктов питания, заказанных через интернет (e-grocery), а также выручки российских компаний на рынке e-grocery в период 2019–2021 гг. В данной статье подробно рассмотрены факторы внешней и внутренней среды, оказавшие влияние на изменение долей компаний на российском рынке e-grocery и обеспечившие  стратегические  конкурентные  преимущества  лидерам.  В  результате  изучения рынка в период 2019–2021 гг. было выявлено, что за три года развития e-grocery в России в каждый из периодов лидировали разные игроки. «Утконос», X5 Retail Group и «Сбермаркет» занимали от 13% до 19,5% от общего объема рынка. Исходя из данных, полученных при анализе рынка с помощью матрицы SV, российский e-grocery перешел из стадии становления, конкуренции между мелкими игроками в стадию зрелости и борьбы между консолидированными альфа-компаниями. Повышение барьеров входа новых игроков на зрелый рынок означает, что для закрепления позиций новым компаниям необходимы достаточные мощности уже на старте.

Об авторе

Д. А. Андерсен
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Андерсен Дарья Андреевна, студентка бакалавриата, экономический факультет

г. Москва



Список литературы

1. Вертоградов В. Рыночные стратегии альфы, беты, гаммы в контексте теории экономического доминирования // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 50–53. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.50-53.

2. Меликова М.Д. Разработка и реализации стратегий конкурентных преимуществ на примере «Maks & Margaret's quality» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1. Мескон М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.

3. О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов «Утконос» - Распоряжение Правительства Москвы от 04 апреля 2005 г. № 521-РП.

4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2016.

5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2017.

6. Фролова Н.С., Богданова А.И. Сделки слияний и поглощений как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 3. С. 115–121. DOI: 10.47581/2021/FA-09/IE/53/03.020.

7. Щелокова С., Вертоградов В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа c учетом уровня доминирования // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. № 6. 2021. С. 137–162. DOI: 10.38050/0130010520216.7.

8. Simons R. Seven Strategy Questions: A Simple Approach for Better Execution. HBR, 2010. «Сбербанк» запустил тестирование сервиса доставки продуктов из магазинов «СберМаркет»: URL: https://vc.ru/trade/82040-sberbank-zapustil-testirovanie-servisa-dostavkiproduktov-iz-magazinov-sbermarket (дата обращения: 23.03.2022).

9. Годовой отчет X5 Group. 2020: URL: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/ResultsCentre/X5_Annual_Rport_2020_RUS.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

10. Годовой отчет X5 Group. 2021: URL: https://www.x5.ru/wpcontent/uploads/2022/08/x5_annual_report_2021_rus.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

11. Как развивается e-grocery в России: рынок сегодня, риски и перспективы: URL: https://sber.pro/publication/kak-razvivaetsia-e-grocery-v-rossii-rynok-segodnia-riski-i-perspektivy (дата обращения: 06.11.22).

12. Как устроен рынок доставки еды в России: URL: https://delo.modulbank.ru/food/food-home (дата обращения: 17.02.2022).

13. От пионера доставки продуктов в России до потери лидерства и продажи: краткая история ритейлера «Утконос»: URL: https://vc.ru/trade/335108-ot-pionera-dostavki-produktov-vrossii-do-poteri-liderstva-i-prodazhi-kratkaya-istoriya-riteylera-utkonos (дата обращения: 23.03.2022).

14. Продукты в два клика. Российские компании наращивают объемы онлайн-продаж продовольствия: URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/36933-produkty-v-dva-klikarossiyskie-kompanii-narashchivayut-obemy-onlayn-prodazh-prodovolstviya/ (дата обращения: 12.03.2022).

15. Рынок e-Grocery в России в 2022 году вырастет в 2 раза: URL: https://retail-loyalty.org/news/rynok-e-grocery-v-rossii-v-2022-godu-vyrastet-v-2-raza/ (дата обращения: 21.03.2022).

16. Танк в e-grocery: почему «Утконос» потерял первое место в интернет-торговле едой: URL: https://www.forbes.ru/biznes/406849-tank-v-e-grocery-pochemu-utkonos-poteryal-pervoe-mesto-v-internet-torgovle-edoy (дата обращения: 12.03.2022).

17. Три тренда развития рынка доставки в России»: URL: https://marketmedia.ru/media-content/tri-trenda-razvitiya-rynka-dostavki-v-rossii/ (дата обращения: 25.11.22).

18. Утконос: URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F:%D0%A3%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81#.D0.94.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.BA.D0.B8_.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D1.8C_.D0.B2_.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D1.8C_.D0.BF.D0.BE_.D0.B2.D1.81.D0.B5.D0.B9_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5_.D0.B8_.D0.B2.D1.8B.D1.85.D0.BE.D0.B4_.D0.B2_.D0.A2.D1.83.D0.BB.D1.83 (дата обращения: 20.03.2022).

19. Эксперт: «Более 80% продаж в e-Grocery приходит на шесть групп компаний»: URL: https://logirus.ru/news/e-commerce/ekspert-_-bolee_80-_prodazh_v_e-grocery_prikhodit_na_shest_grupp_kompaniy.html (дата обращения: 21.03.2022).

20. Food TECH: что это такое и с чем это «едят»?»: URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/riteyl-tekh-food-tech-chto-eto-takoe-i-s-chem-eto-edyat-/ (дата обращения: 05.10.22).

21. X5 уступила лидерство в онлайн-торговле продуктами «Сбермаркету»: URL: https://www.forbes.ru/biznes/445801-x5-ustupila-liderstvo-v-onlajn-torgovle-produktami-sbermarketu (дата обращения: 06.04.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Андерсен Д.А. Стратегическое поведение российских компаний на рынке e-grocery. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023;15(2):28-46. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-2-28-46

For citation:


Andersen D.A. Strategies of the Russian Companies in the E-Grocery Market. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2023;15(2):28-46. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2023-15-2-28-46

Просмотров: 215


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)