Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Соотношение рыночной власти и переговорной силы: терминология и проблематика для цифровых платформ

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-4-22-47

Аннотация

Для эффективной реализации антимонопольного регулирования необходимо четко разграничивать ключевые понятия. При этом в современной научной литературе соотношение понятий рыночной власти и переговорной силы определено недостаточно точно. В рамках данной статьи подробно рассматриваются данные термины, а также смежные с ними – монопольная/монопсонная власть и уравновешивающая сила. На основе анализа научных работ формируются современные представления о концепциях рыночной власти и переговорной силы, а также выделяются ключевые различия между ними.

Также важно рассмотреть указанные определения в контексте деятельности цифровых платформ, которая все чаще привлекает внимание антимонопольных органов. В статье сначала анализируется специфика их деятельности, а затем для иллюстрации взаимодействия и различий между концепциями рыночной власти и переговорной силы на цифровых платформах составляется теоретико-игровая модель. В ее основе лежит переговорный процесс о снижении комиссионных отчислений между владельцами платформы и продавцами, которые планируют на нее выйти.

Об авторе

П. А. Леваков
МГУ имени М.В. Ломоносова; РАНХиГС
Россия

Леваков Павел Александрович, аспирант, экономический факультет, стажер-исследователь, Институт прикладных экономических исследований

г. Москва



Список литературы

1. Доценко А.В., Иванов А.Ю. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде // Закон. 2016. № 2. С. 31–45.

2. Князева И.В., Заикин Н.Н. Понятия «рыночная власть», «переговорная сила покупателя» и их использование в практике антимонопольного регулирования для оценки конкурент-ных условий рынка (анализ научных дискуссий) // Российское конкурентное право и экономика. 2022а. Специальный выпуск. С. 12–18. DOI: 10.47361/2542-0259-2022-SpV-12-18.

3. Князева И.В., Заикин Н.Н. Понятие рыночной власти покупателя (экономико-теоретические аспекты для целей антимонопольного регулирования) // Российское конкурентное право и экономика. 2022b. № 1. С. 24–29. DOI: 10.47361/2542-0259-2022-1-29-24-29.

4. Князева И.В., Заикин Н.Н. Феномен переговорной силы на конкурентных товарных рынках // Современная конкуренция. 2022c. Т. 16. № 4. С. 5–18. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-4-5-18.

5. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3. С. 64–90.

6. Леваков П.А. Оценка эффекта эксклюзивности на многосторонних рынках: эмпирическое исследование рынка видеоигр // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2023. № 3. С. 68–84. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-4.

7. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. 2018. Т. 20. № 5. С. 22–29.

8. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017а. № 2 (34). С. 39–58. DOI: 10.31737/2221-2264-2017-34-2-2.

9. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Антитраст в условиях двусторонней монополии // Вопросы экономики. 2017b. № 8. С. 75–91. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-8-75-91.

10. Шаститко А.Е., Курдин А.А. Эффекты распространения рыночной власти владельцев ключевых мощностей на рынках программного обеспечения // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 43–52.

11. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законо-дательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

12. Alexiadis P., De Streel A. Designing an EU intervention standard for digital platforms // Robert Schuman Centre for Advanced Studies Research Paper. 2020. No. 14.

13. Burnham T.A., Frels J.K., Mahajan V. Consumer switching costs: A typology, antecedents, and consequences // Journal of the Academy of marketing Science. 2003. Vol. 31. No. 2. P. 109–126. DOI: 10.1177/0092070302250897.

14. Calvano E., Polo M. Market power, competition and innovation in digital markets: A survey // Information Economics and Policy. 2021. Vol. 54. DOI: 10.1016/j.infoecopol.2020.100853.

15. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern industrial organization. Global Edition. L: Pearson Higher Education. 2015. 864 p.

16. Chen Z. Defining buyer power //Antitrust Bulletin. 2008. Vol. 53. No. 2.

17. Elzinga K.G., Mills D.E. The Lerner index of monopoly power: origins and uses // American Economic Review. 2011. Vol. 101. No. 3. P. 558–564. DOI: 10.1257/aer.101.3.558.

18. Filistrucchi L., Geradin D., van Damme E., Affeldt P. Market definition in two-sided markets: Theory and practice // Journal of Competition Law and Economics. 2014. Vol. 10. No. 2. P. 293–339. DOI: 10.1093/joclec/nhu007.

19. Gambaro M. Big Data competition and market power // Market and Competition Law Review. 2018. Vol. 2. No. 2. P. 99–122. DOI: 10.7559/mclawreview.2018.326.

20. Gillis T.B., Spiess J. L. Big data and discrimination // The University of Chicago Law Review. 2019. Vol. 86. No. 2. P. 459–488. DOI: 10.1186/s40537-019-0177-4.

21. Golovanova S., Ribeiro P.E. Multisided platform analysis and competition law enforcement practice in Brics countries // Journal of Competition Law and Economics. 2022. Vol. 18. No. 3. P. 730–769. DOI: 10.1093/joclec/nhab027.

22. Inderst R., Wey C. Countervailing power and dynamic efficiency // Journal of the European Economic Association. 2011. Vol. 9. No. 4. P. 702–720. DOI: 10.1111/j.1542-4774.2011.01028.x.

23. Katz M.L., Shapiro C. Network externalities, competition, and compatibility // The American Economic Review. 1985. Vol. 75. No. 3. P. 424–440.

24. Krattenmaker T., Lande R., Salop S. Monopoly Power and Market Power in Antitrust Law // Georgetown Law Journal. 1987. Vol. 76. P. 241–269.

25. Newman J.M. Antitrust in zero-price markets: Foundations // University of Pennsylvania Law Review. 2015. P. 149–206.

26. Pindyck R.S. The measurement of monopoly power in dynamic markets // The Journal of Law and Economics. 1985. Vol. 28. No. 1. P. 193–222.

27. Rhoades S.A. Market share as a source of market power: Implications and some evidence // Journal of Economics and Business. 1985. Vol. 37. No. 4. P. 343–363. DOI: 10.1016/0148-6195(85)90027-X.

28. Ribeiro P.E., Golovanova S. A unified presentation of competition analysis in two-sided markets // Journal of Economic Surveys. 2020. Vol. 34. No. 3. P. 548–571. DOI: 10.1111/joes.12362.

29. Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in Two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029. DOI: 10.1162/154247603322493212.

30. Salop S.C. Dominant digital platforms: Is antitrust up to the task? // The Yale Law Journal. 2020. Vol. 130. С. 563–587.

31. Schweitzer H., Haucap J., Kerber W., Welker R. Modernising the law on abuse of market power. Report for the German Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. 2018. DOI: 10.2139/ssrn.3250742.

32. Syverson C. Macroeconomics and market power: Context, implications, and open questions // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33. No. 3. P. 23–43. DOI: 10.1257/jep.33.3.23.

33. Tirole J. Market failures and public policy // American Economic Review. 2015. Vol. 105. No. 6. P. 1665–1682. DOI: 10.1257/aer.15000024.

34. Van der Aalst W., Hinz O., Weinhardt C. Big Digital Platforms: Growth, Impact, and Challenges // Business and Information Systems Engineering. 2019. Vol. 61. P. 645–648. DOI: 10.1007/s12599-019-00618-y.

35. Van Dijck J., Nieborg D., Poell T. Reframing platform power // Internet Policy Review. 2019. Vol. 8. No. 2. P. 1–18. DOI: 10.14763/2019.2.1414.

36. Морозов А.Н., Павлова Н.С. Переговорная сила и рыночная власть: подходы к разделению для целей антимонопольной политики. 2019: URL: https://ssrn.com/abstract=3347609 (дата обращения: 21.01.2024).

37. Busch C., Graef I., Hofmann J., Gawer A. Final report. European Commission. 2021: URL: https://platformobservatory.eu/app/uploads/2021/03/05Platformpower.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

38. Collyer K., Mullan H., Timan N. Measuring market power in multi-sided markets. 2017: URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP/WD(2017)35/FINAL/en/pdf (дата обращения: 21.01.2024).

39. Jacobides M.G. What drives and defines digital platform power A framework, with an illus-tration of App dynamics in the Apple Ecosystem. 2021: URL: https://0b15b1ba-b409-4bee-904c-2a804d95a4b1.usrfiles.com/ugd/0b15b1_965c04480db84c3eab4eb2fe4b23087c.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

40. OECD. Monopsony and Buyer Power Policy Roundtable. 2008: URL: https://www.oecd.org/daf/competition/44445750.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

41. OECD. The Evolving Concept of Market Power in the Digital Economy, OECD Competition Policy Roundtable. 2022: URL: https://www.oecd.org/daf/competition/the-evolving-concept-of-mar-ket-power-in-the-digital-economy-2022.pdf (дата обращения: 21.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Леваков П.А. Соотношение рыночной власти и переговорной силы: терминология и проблематика для цифровых платформ. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024;16(4):22-47. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-4-22-47

For citation:


Levakov P.A. Market Power and Bargaining Power: Definition and Digital Platforms Perspective. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2024;16(4):22-47. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-4-22-47

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)