Эволюция моделей выбора высшего учебного заведения
https://doi.org/10.38050/2078-3809-2025-17-2-54-67
Аннотация
Выбор высшего учебного заведения – сложный процесс, зависящий от множества факторов и состоящий из нескольких этапов. Модели выбора вуза призваны отобразить и объяснить данный процесс, тем самым принести теоретическую и практическую пользу при разработке и принятии решений государственным органам, международным организациям и вузам. Современная образовательная среда ставит новые условия, и существующие модели уже не отражают ситуацию в полной мере. Одним из способов формирования актуальной модели является исследование накопленного опыта. Цель работы – составить свод критериев, которым должна соответствовать модель выбора вуза в условиях современной образовательной среды. Объект – процесс выбора вуза, предмет – модели выбора вуза.
Об авторе
Д. С. ДенисовРоссия
Денисов Дмитрий Сергеевич, аспирант, экономический факультет
г. Москва
Список литературы
1. Aydın O.T. University Choice Process: A Literature Review on Models and Factors Affecting the Process // Journal of Higher Education / Yüksekögretim Dergisi. 2015. Vol. 5. No. 2. DOI: 10.2399/yod.15.008.
2. Cabrera A.F., La Nasa S.M. Understanding the college‐choice process // New directions for institutional research. 2000. Vol. 2000. No. 107. P. 5–22. DOI: 10.1002/ir.10701.
3. Chapman D.W. A model of student college choice // The Journal of Higher Education. 1981. Vol. 52. No. 5. P. 490–505. DOI: 10.1080/00221546.1981.11778120.
4. Chen L.H. East-Asian students' choice of Canadian graduate schools // International journal of educational advancement. 2007. Vol. 7. P. 271–306. DOI: 10.1057/palgrave.ijea.2150071.
5. Chen L.H. Internationalization or international marketing? Two frameworks for understand- ing international students' choice of Canadian universities // Journal of Marketing for Higher Educa- tion. 2008. Vol. 18. No. 1. P. 1–33. DOI: 10.1080/08841240802100113.
6. Hossler D., Gallagher K.S. Studying student college choice: A three-phase model and the implications for policymakers // College and University. 1987. Vol. 62. No. 3. P. 207–221.
7. Jackson G.A. Public efficiency and private choice in higher education // Educational evalua- tion and policy analysis. 1982. Vol. 4. No. 2. P. 237–247. DOI: 10.3102/01623737004002237.
8. James-MacEachern M., Yun D. Exploring factors influencing international students’ decision to choose a higher education institution: A comparison between Chinese and other students // Inter- national Journal of Educational Management. 2017. Vol. 31. No. 3. P. 343–363. DOI: 10.1108/ijem-11-2015-0158.
9. Kotler P. Applying marketing theory to college admissions // A Role for Marketing in College Admissions. Princeton: College Entrance Examination Board, 1976. P. 54–72.
10. Kotler P. Strategic marketing for educational institutions // Prentice Hall google schola. 1995. Vol. 2. P. 339–366. DOI: 10.7559/gestaoedesenvolvimento.2002.103.
11. Litten L.H. Different strokes in the applicant pool: Some refinements in a model of student college choice // The Journal of Higher Education. 1982. Vol. 53. No. 4. P. 383–402. DOI: 10.1080/00221546.1982.11780470.
12. María Cubillo J., Sánchez J., Cerviño J. International students' decision‐making process // International Journal of Educational Management. 2006. Vol. 20. No. 2. P. 101–115. DOI: 10.1108/09513540610646091.
13. Mazzarol T., Soutar G.N. «Push–pull» factors influencing international student destination choice // International journal of educational management. 2002. Vol. 16. No. 2. P. 82–90. DOI: 10.1108/09513540210418403.
14. McMahon M.E. Higher education in a world market: An historical look at the global context of international study // Higher education. 1992. Vol. 24. P. 465–482. DOI: 10.1007/bf00137243.
15. Sia J.K.M. Recruiting higher education students: a systematic review of the college selection process models // International Journal of Education Economics and Development. 2011. Vol. 2. No. 2. P. 179–192. DOI: 10.1504/ijeed.2011.040411.
16. Van Alebeek W., Wilson K.B. Explaining the college choice decisions of international stu- dents at a regional university in the United States // Journal of Research in International Education. 2019. Vol. 18. No. 3. P. 292–309. DOI: 10.1177/1475240919892468.
Рецензия
Для цитирования:
Денисов Д.С. Эволюция моделей выбора высшего учебного заведения. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2025;17(2):54-67. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2025-17-2-54-67
For citation:
Denisov D.D. Evolution of Models for Choosing a Higher Education Institution. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2025;17(2):54-67. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2025-17-2-54-67















