Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Анализ конкуренции и уровня доминирования на рынке российского фудритейла

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-46-64

Аннотация

В статье осуществлен анализ конкуренции и уровня доминирования на рынке российского фудритейла за период 2015–2022 гг. Всего было проанализировано 36 компаний. В качестве аналитических инструментов были применены индексы Линда и Херфиндаля–Хиршмана, а также матрица SV (strength/variety). Как показали результаты исследования, отрасль фудритейла в России является высококонкурентной. За восемь лет совокупная доля ключевых игроков увеличилась, но не превышает 30%, в связи с чем был сделан вывод о том, что на рынке фудритейла в России нет доминирования. За счет активного процесса поглощений и слияний ключевыми игроками образовалось 2 основных игрока: X5 Group и ПАО «Магнит», а также присутствует высокая насыщенность небольшими компаниями. Стоит заметить, что несмотря на пандемию и нестабильную геополитическую ситуацию, продовольственный рынок растет и даже в кризисное время показывает свою наибольшую совокупную долю рынка. Прогнозы для российского рынка фудритейла положительны, так как рынок интернет-покупок стремительно растет.

Об авторе

А. Д. Макарова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Макарова Анастасия Дмитриевна, студентка магистратуры, экономический факультет

г. Москва



Список литературы

1. Акифьева Л.В., Кутаев А.А., Проваленова Н.В. Оценка конкурентоспособности продовольственных ритейлов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). C. 7–13.

2. Аксенов К.Э., Красковская О.В., Ренни Ф.М. Пространственная организация новых форм онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 3. С. 28–48.

3. Антинескул Е.А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22. № 3. С. 103–127.

4. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Анализ наличия и структуры доминирующих групп на рынке сельскохозяйственных предприятий России по итогам 2020 года // АПК: экономика, управление. 2022. № 1.

5. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования // Вест. Моск. ун-та. 2021. Сер. 6: Экономика. № 6. С. 137–142.

6. Володин С.Д., Забегаева Е.В. Рынок серверного оборудования в России: анализ конкуренции до событий 2022 года // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 109–125.

7. Говорова А.В., Суслова И.П., Щелокова С.В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. C. 77–84.

8. Коростылева И.И., Спектор С.В., Суслова И.П. Доминирование национальных систем высшего образования на международном рынке // Экономические стратегии. 2002. № 3 (83).

9. Кострова Ю.Б. Анализ продовольственного рынка России. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та управления и экономики. СПб., 2014.

10. Мрочко Л.В., Спиридонова Г.В. Антикризисные тренды рынка FMCG в период пандемии: e-grocery, маркетплейсы, цифровые технологии // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2021. № 1 (29). C. 26–33.

11. Решетникова Е.Г. Трансформация направлений реализации продовольственной продукции в условиях современных вызовов // Московский экономический журнал. 2023. № 2.

12. Решетняк Е.К. Крупнейшие сетевые ритейлеры: вчера, сегодня, завтра // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 3. C. 102–104.

13. Семенова А.А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1.

14. Фаизова Э.Ф. Конкурентоспособность отечественных торговых сетей // Инновации и инвестиции. 2020. № 11. С. 302-304.

15. Чепелева К.В. Анализ состояния и перспективы развития продовольственного рынка в современных российских условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 29. C. 42–52.

16. Bukvić R, Pavlović R., Gajić I. Possibilities of Application of the Index Concentration of Linda in Small Economy: Example of Serbian Food Industries // Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering. 2014. No. 23 (13). P. 159–164.

17. Hirschman A.O. The Paternity of an Index. The American Economic Review. 1964. Vol. 54. No. 5. P. 761.

18. Linda R. Competition policies and measures of dominant power. Mainstreams in industrial organization. Amsterdam, 1986.

19. Динамика потребительских цен // Информационно-аналитический комментарий ЦБ РФ. 2023. № 9 (93): URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 25.10.2023).

20. Конференция X5 Dialog 2022. 2022: URL: https://www.youtube.com/watch?v=J111JCpRsKY (дата обращения: 25.10.2023).

21. Пономарев Е. FMCG-ритейл и его продовольственный сектор: анализ участников российского рынка // Открытие. Открытый журнал. 2022: URL: https://journal.open-broker.ru/analitika/fmcg-ritejl-i-prodovolstvennyj-sektor/ (дата обращения: 22.05.2023).

22. Ритейл–2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт // Retail.ru. 2022: URL: https://www.retail.ru/articles/riteyl-2022-razryv-svyazey-ukhod-brendov-parallelnyy-import/ (дата обращения: 09.06.2023).

23. Сбавили оборот: в России снизились продажи продуктов питания // Известия. 2023: URL: https://iz.ru/1458866/evgeniia-pertceva/sbavili-oborot-v-rossii-snizilis-prodazhi-produktov-pitaniia (дата обращения: 21.05.2023).

24. Упрощенную покупку магазинов ушедших из РФ компаний продлят на год // Известия. 2022: URL: https://iz.ru/1409400/2022-10-13/uproshchennuiu-pokupku-magazinov-ushedshikh-iz-rf-kompanii-prodliat-na-god (дата обращения: 21.05.2023).

25. FMCG в 2023 – как будет развиваться российский рынок? // NielsenIQ. 2022: URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/fmcg-v-2023-kak-budet-razvivatsya-rossiyskiy-rynok/ (дата обращения: 21.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Макарова А.Д. Анализ конкуренции и уровня доминирования на рынке российского фудритейла. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024;16(1):46-64. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-46-64

For citation:


Makarova A.D. Analysis of Competition and the Level of Dominance in the Russian Food Retail Market. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2024;16(1):46-64. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-46-64

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)