Preview

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал

Расширенный поиск

Определение границ рынка для цифровых платформ: теория и антимонопольная практика

https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-24-45

Аннотация

На многих рынках цифровые платформы занимают доминирующее положение, в связи с чем возникает необходимость оценки их деятельности с точки зрения антимонопольного законодательства. Для этого необходимо определить границы релевантного рынка, что для рынков с цифровыми платформами связано с целым рядом методологических проблем. Во-первых, классические методы определения границ рынка могут давать неверные результаты из-за феномена нулевых цен. Во-вторых, цифровые платформы могут функционировать на многосторонних рынках, для которых требуется рассматривать границы рынка для каждой группы агентов.
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к оценке границ рынка для цифровых платформ и антимонопольная практика. В том числе оценивается, как определение границ рынка повлияло на принятые регулятором решения. Делается вывод, что именно определение границ рынка оказало ключевое влияние на результаты антимонопольных разбирательств против цифровых платформ. Также сравниваются подходы к определению границ рынка российского и зарубежных антимонопольных регуляторов. На основе проведенного анализа обобщается подход к определению границ рынка для цифровых платформ.

Об авторе

П. А. Леваков
МГУ имени М.В. Ломоносова; РАНХиГС, Институт прикладных экономических исследований
Россия

Леваков Павел Александрович, аспирант, экономический факультет; стажер-исследователь

г. Москва



Список литературы

1. Белокрылова О.С. Идентификация границ рынка: особенности электронного сегмента // Пространство экономики. 2011. № 4–3. C. 6–10.

2. Вартаев Р.С., Гараев Р.З., Коваленко А.И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере дела Google в России) // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5. С. 89–141.

3. Доценко А.В., Иванов А.Ю. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде // Закон. 2016. № 2. С. 31–45.

4. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3. С. 64–90.

5. Косякина А.И., Подлесная А.В. Противодействие монополистической деятельности в сфере программного обеспечения на примере дел против компании Microsoft // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2018. Т. 10. № 2. С. 29–52. DOI: 10.38050/2078-3809-2018-10-2-29-52.

6. Маркова О.А. Определение границ рынков с платформами: как учитывать сетевые экстерналии и эффект переноса? // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3. С. 7–30. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_7_30.

7. Павлова Н.С., Курдин А.А., Поляков Д.А. App Store: границы рынка и рыночная власть Apple // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2021. № 1. С. 103–127. DOI: 10.38050/01300105202115.

8. Павлова Н.С., Шаститко А.Е. Методы анализа рынка в целях применения антимонопольного законодательства: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы теоретической экономики. 2021. № 2. С. 7–22. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2021_2_7_22.

9. Шаститко А.Е., Маркова О.А. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2020. № 6. С. 37–55. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-6-37-55.

10. Шаститко А.Е., Павлова Н.С., Кащенко Н.В. Антимонопольное регулирование продуктовых экосистем: случай «АО “Лаборатория Касперского”-Apple Inc.» // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 28–44. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-3.

11. Яремчук А.В. Антиконкурентные практики на цифровых рынках: опыт зарубежных стран // Российское конкурентное право и экономика. 2022. С. 78–87. DOI: 10.47361/2542-0259-2022-SpV-78-87.

12. Daljord Ø., Sørgard L. Single-product versus uniform SSNIPs // International Review of Law and Economics. 2011. Vol. 31. No. 2. P. 142–146. DOI: 10.1016/j.irle.2011.04.001.

13. Filistrucchi L., Geradin D., van Damme E., Affeldt P. Market definition in two-sided markets: Theory and practice // Journal of Competition Law & Economics. 2014. Vol. 10. No. 2. P. 293–339. DOI: 10.1093/joclec/nhu007.

14. Langenfeld J., Li W. Critical loss analysis in evaluating mergers // The Antitrust Bulletin. 2001. Vol. 46. No. 2. P. 299–337.

15. Moresi S., Salop S., Woodbury J. Market Definition and Multi-Product Firms in Merger Analysis. Chapter 1 // Antitrust Economics for Lawyers. N.Y.: LexisNexis, 2019.

16. Newman J.M. Antitrust in Zero-Price Markets: Applications // Washington University Law Review. 2016. Vol. 94. No. 1. P. 49–111. DOI: 10.2139/ssrn.2681304.

17. Newman J.M. Antitrust in Zero-Price Markets: Foundations // University of Pennsylvania Law Review. 2015. Vol. 164. No. 1. P. 149–206. DOI: 10.2139/ssrn.2474874.

18. Pavlova N.S., Shastitko A.E., Kurdin A.A. The calling card of Russian digital antitrust // Russian Journal of Economics. 2020. Vol. 6. No. 3. P. 258–276. DOI: 10.32609/j.ruje.6.53904.

19. Ribeiro P.E., Golovanova S. A unified presentation of competition analysis in two‐sided markets // Journal of Economic Surveys. 2020. Vol. 34. No. 3. P. 548–571. DOI: 10.1111/joes.12362.

20. Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European economic association. 2003. Vol. 1. No. 4. P. 990–1029.

21. Rochet J.C., Tirole J. Two‐sided markets: a progress report // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645–667. DOI: 10.1111/j.1756-2171.2006.tb00036.x.

22. Shahzada A.M., Fariha S., Huma R. The Dawn for a New Antitrust Law Framework for Digital Platforms, Evidence from an Empirical Comparative Analysis of EU Antitrust Decisions // Journal of Business and Social Review in Emerging Economies. 2020. Vol. 6. No. 3. P. 959–974. DOI: 10.26710/jbsee.v6i3.1337.

23. Szczepanik P., Zahrádka P., Macek J., Stepan P. Digital Peripheries. Cham: Springer International Publishing. 2020. DOI: 10.5772/intechopen.73458.

24. Ward P.R. Testing for multisided platform effects in antitrust market definition // The University of Chicago Law Review. 2017. Vol. 84. No. 4. P. 2059–2102.

25. OECD. Rethinking Antitrust Tools for Multi-Sided Platforms. 2018: URL.: www.oecd.org/competition/rethinking-antitrust-tools-for-multi-sided-platforms.ht (дата обращения: (20.08.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Леваков П.А. Определение границ рынка для цифровых платформ: теория и антимонопольная практика. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2024;16(1):24-45. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-24-45

For citation:


Levakov P.A. Defining a Relevant Market for Digitals Platforms: Theory and Regulatory Practice. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal. 2024;16(1):24-45. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-1-24-45

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-3809 (Online)